Тайны московского двора
Начну лукаво, издалека. А именно из города Лондона. Туда забросила меня недавно нелегкая моя журналистская судьба. И вот просматриваю я за чашкой утреннего кофе английскую прессу. И в очередной раз поражаюсь. Сколько же они пишут про свой футбол!
И как пишут! В смысле, как детально и откровенно пишут! В вовсе не спортивной Independent предстоящему на следующий день туру премьер-лиги были посвящены пять полных газетных полос, с анализом, журналистскими комментариями, с мнениями и пикировкой тренеров ведущих клубов. Моуриньо с напором (явно камень в огород Абрамовича) утверждает, что именно он, Моуриньо — истинный лидер "Челси", без него игроки и тренируются в полноги, и не растут, и именно ему Дрогба, Терри, Лэмпард, вчера еще никому не ведомые, обязаны своей нынешней звездностью.
Фергюсон наезжает на руководство премьер-лиги за то, что оно, по его мнению, при составлении игрового календаря создает режим благоприятствования для «Челси» и таким образом работает против «Манчестера». И приводит свежий пример: игра "Челси"-"Тоттенхэм" состоится всего через 40 часов после сложнейшей выездной игры "Тоттенхэма" в европейском турнире в Севилье. "Тоттенхэм", конечно, не восстановится и проиграет (так оно, кстати, и произошло), а "Челси" приблизится в чемпионской гонке к "Манчестеру".
Арсен Венгер успокаивает своих болельщиков: он накануне разговаривал с Тьерри Анри, тот не хочет ни в какую Барселону, а точно остается в "Арсенале". А вот Фламини действительно смотрит налево. Надоело парню протирать штаны на скамейке, хочет играть. И он, Венгер, его понимает и силой удерживать не станет.
Должен сказать, что даже в лучшей нашей спортивной газете "Спорт-экспресс" я столь значительных и вкусных деталей не только об английском, но и о нашем футболе не нахожу. И это не проблема газеты. Это проблема ментальности наших футбольных тренеров и руководства. Все, что можно скрыть, следует скрывать. Все журналисты, кроме немногих прикормленных — либо мерзавцы, либо враги, что в принципе одно и то же. Надо всем — непробиваемая завеса секретности. За ней, как правило — величественная пустота. Шифровать пустоту — наша старинная национальная забава.
Если английская публика захвачена драматическим противостоянием "Манчестера" и "Челси", то публика отечественная некоторым образом заинтригована иным сюжетом. А именно, не явит ли В.В. Путин высочайшую милость и не внемлет ли мольбам, равно от народа и бояр исходящим, остаться на третий срок? Если не внемлет и не явит, то на кого нас, убогих, оставит? Ну и, разумеется, не дает добрым людям покоя загадка номер раз: как это так В.В. Путин сделает, что вроде бы как уйдет, а вроде бы как и останется? Сбежавшие во вражий стан политологи строят по этому поводу насмешки в бессильной злобе. Приближенные к власти политологи, напротив, куражатся да дразнятся — ввек, мол, вам, козлам, не допереть, как он, отец наш родной, исхитрится. Но ни те ни другие на самом деле не понимают, как такое возможно. Потому как мы, конечно, много на своем веку разных фокусов видали, но такого аттракциона — чтобы живой, тьфу-тьфу, человек, да еще, можно сказать, первое лицо, и ушел бы, т.е. ушло, и в то же самое время как бы и не уходило — такого отродясь никто не видал!
Тут, прямо скажем, даже чудом попахивает. Что, впрочем, не кажется удивительным после пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя, в ходе которого патриарх Алексий II отметил благословенность деяний нашего президента и — тем самым в известном смысле походатайствовал в его пользу перед Высшим руководством, отвечающим, в том числе, и за всяческие чудеса. Столь авторитетное ходатайство, думается, не могло остаться без внимания.
Но чудо чудом, а народ волнуется. И все потому, что ближайшее будущее плотно покрыто мраком неизвестности. Кто его покрыл, вопрос не стоит. Так покрыть может только один человек. Зачем покрыл? Во-первых, по привычке. Во-вторых, чем темнее, туманнее, тем круче. В-третьих, но это главное — открывать пока нечего. Решения не приняты. Поразить общественное воображение нечем. Зато есть Тайна. Мистификасьон. И забавная предвыборная активность Миронова; и еще более забавная активность Лужкова, идущая вразрез с линией его партии, но зато полностью соответствующая другой, главной линии его семейного физического выживания — все это, до кучи, только усиливает тайну. Нагоняет тумана. Медведев или Иванов? Или Якунин? Или Фрадков? Или, все-таки, Сам? Нет, не может быть. Он не хочет. А зачем тогда Миронов? Ну с Лужковым понятно. Но Миронов-то? Он же сам шагу не сделает!
Ерунда, он возглавит Конституционный суд. Или объединенный Газпром и РАО ЕЭС. Или обе палаты Федерального собрания. Или…
И уже перед глазами — маленький, в сером сюртуке, с ледяными глазами и неотразимо красивым лицом, и строй седоусых, плачущих от восторга гренадеров, и рубленый крик: "Да здравствует император!"
Первое лицо, несомненно, получает удовольствие, наблюдая за нарастающим публичным возбуждением и головокружительным полетом фантазии. Это прикалывает. Ну и еще — могут ведь, бурно фантазируя, и подсказать случайно что-нибудь занятное.
Пустота продолжает шифроваться. Это всех устраивает. Общественность испытывает благодарность за волнующие, умелые прикосновения к ее эрогенным зонам. А власть и развлекается, и пользу извлекает. Т.е. совмещает приятное с полезным. Что это, если не единство власти и народа?