Мюнхенский пассаж
Прошел практически месяц после знаменитой речи президента России в Мюнхене, а политологи, журналисты и просто образованные люди так и не могут сойтись во мнениях - что же такое нашло на Владимира Путина, что он наконец решил сказать в глаза своим политическим партнерам все то, что давно сказать следовало бы.
Нельзя не признать, что речь президента России, с позиции здорового патриотизма, выглядит неплохо. Действительно, умные слова, здравые рассуждения и умеренная агрессивность - это то, чего мы не слышали от руководителей нашей страны, пожалуй, со времен знаменитого хрущевского выступления, завершившегося скандалом с ботинком. Впрочем, Владимир Владимирович ботинки не снимал - что, в общем-то, понятно.
Возникает, однако, вопрос - отчего уважаемого президента прорвало на откровения лишь спустя семь лет после своего прихода к власти? Или, вернее будет сказать - за год до своего ухода. В этом, вероятно, и кроется причина того, что Путин вдруг стал называть вещи своими именами, о чем он не раз упомянул в речи.
Всем уже понятно, что Путин решил расстаться с президентским креслом. Пока многомудрые и вечно ошибающиеся аналитики гадают, какой же ловкий ход придумал президент для того, чтобы все-таки остаться у власти, люди, близкие к президенту, склонятся к мысли, что Путин попросту устал и хочет на покой. Действительно, семь лет напряженной работы на таком посту выдержит далеко не каждый, даже кадровый разведчик.
Если это так - то, вполне вероятно, Путину попросту надоело играть роль того руководителя, главная функция которого - всем нравиться. И в этом случае Путин становится по-человечески понятен и приятен - что, откровенно сказать, резко контрастирует с тем образом своеобразного антилиберального "монстра", который формирует российская оппозиция.
Впрочем, для роли "монстра" версия тоже найдется. По мнению ряда аналитиков, существующей задачей Путина на ближайший год может стать формирование некоего контраста, создание напряженности в российском обществе и во внешней политике, после чего пресловутый "преемник", который, видимо, обозначит формальный курс на либерализм, сразу получит всевозможные бонусы и преференции. Ход хотя и примитивный, но вполне в духе кремлевских интриганов, разрывающихся между стремлением всучить кому-нибудь коробку из-под ксерокса или удачно выдать замуж дочку.
Между тем элегантный, хотя и единичный, ход Путина на международной арене наглядно продемонстрировал все убожество и примитивизм российской интеллигенции. В одно мгновение она вдруг забыла все то, что принес в Россию существующий режим, и принялась на все лады восхвалять президента за его мужество и патриотизм. Впрочем, совершенно в духе той самой интеллигенции, которая один раз, 90 лет назад, уже спустила Россию в унитаз.
Однако политика политикой - а от реальности не уйдешь. Список не просто наболевших - а просто катастрофических проблем растет по принципу цепной реакции, цепляя одно за другое и катясь, как снежный ком. Полный коллапс всей "вертикали власти", оказавшейся не способной ни на одно решение, кроме приватизации очередных материальных ценностей, стремительное вымирание народа, крах всех так называемых "национальных проектов", превратившихся во всероссийский фарс, откровенное превращение армии в тюрьму для ненормальных - все это висит дамокловым мечом над нынешним правительством, которое, похоже, даже не осознает, в какую яму загнало Россию.
Поэтому вопрос для Путина - вовсе не в каких-то там однополярных мирах. Его главный вопрос: успеет ли он покинуть свое место - а то и страну - до того, как все начнет рушиться. И успеет ли подставить вместо себя какого-нибудь "мальчика для битья". Думается, успеет.