Российские правозащитники всерьез озабочены поправками к закону об экстремизме
Российские правозащитники и эксперты неоднократно выражали опасения в связи с законом «О противодействии экстремистской деятельности», принятым в 2002 году. По их мнению, этот закон сочетает чрезмерно широкое определение понятия «экстремизм» и чрезмерно жесткие санкции по отношению к людям, организациям и СМИ.
Жесткость закона не сделала правоприменение более эффективным, зато за последние четыре года антиэкстремистское законодательство все чаще применяется для явно неправомерных ограничений гражданских прав, считают правозащитники.
Вчера Госдума приняла в первом чтении поправку к этому закону, еще более расширяющую определение понятия «экстремизм». Среди внесенных дополнений, часть которых вполне разумна, особое беспокойство правозащитников вызывают три.
Первое - в определение включена клевета на чиновников, связанная с обвинением в экстремизме либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Клевета - уголовное преступление и, в сущности, ее наличие должно определяться судом в соответствующем уголовном процессе. Но рассматриваемый закон - не уголовный, и весьма вероятно, что факт наличия клеветы будет устанавливаться в административном порядке против организации или издания. «Тем самым, фактически могут оказаться запрещены публичные обвинения чиновников в коррупции (как правило, это тяжкое преступление), в покровительстве националистам и много еще в чем», - считают правозащитники.
Второе - экстремизмом предложено считать любое применение насилия к представителю власти, хотя понятно, что такие действия (безусловно противозаконные) членов какой-то организации или группы отнюдь не всегда характеризуют ее как общественно опасную, заявляют правозащитники. Они могут носить чисто бытовой характер или стихийно возникать в ходе разгона полицией публичных акций.
Третье - запрет не только призывов к экстремистской деятельности, но даже оправдания таковой. В сочетании со все расширяющимся определением это означает, что экстремизмом будет считаться оправдание акций гражданского неповиновения или оправдание священнослужителя, настаивающего на какой-либо «исключительности» адептов своей религии, комментируют ситуацию правозащитники.
По их мнению, законопроект представляет собой серьезную угрозу для гражданских свобод и, в первую очередь, для свободы деятельности организаций и СМИ. По их словам, события последнего времени заставляют серьезно относиться к этой угрозе.
Правозащитники считают, что перед вторым чтением по такому законопроекту необходима широкая дискуссия. Между тем, второе чтение по законопроекту запланировано уже на 5 июля, что практически исключает возможность не только серьезной дискуссии, но даже выработки серьезных поправок.
Правозащитники и эксперты считают принципиально важным отложить второе чтение по законопроекту и добиться удаления из проекта имеющихся сейчас в нем опасных положений.
Обращение подписано Александром Верховским и Галиной Кожевниковой (Центр «Сова»); Татьяной Локшиной (Центр «Демос»); Олегом Орловым и Татьяной Касаткиной (Правозащитный центр «Мемориал»); Юрием Джибладзе (Центр развития демократии и прав человека); Натальей Таубиной (фонд «Общественный вердикт» и фонд «За гражданское общество»); Андреем Блинушовым (Рязанское правозащитное общество «Мемориал»); Юлией Середа (журнал «Карта») и Ниной Таганкиной (Московская Хельсинкская группа).