Президент интересуется страсбургскими проигрышами России
Администрация президента активно интересуется решениями Европейского суда по правам человека в Страсбурге на процессах против Российской Федерации. Об этом на вчерашней конференции, посвященной открытию европейского проекта «Обучение судей и администраторов судов РФ», сообщил глава тематической секции правовых реформ и институциональной поддержки представительства Еврокомиссии в России Пьер Дибман.
В беседе с корреспондентом «НГ» г-н Дибман уточнил: руководитель Государственно-правового управления администрации президента РФ, помощник президента Лариса Брычева обратилась к юристам представительства Еврокомиссии с официальной просьбой подготовить сборник документов, касающихся всех проигранных Российской Федерацией за последнее время процессов в Страсбурге, объяснив это необходимостью корректировки российского законодательства в соответствии с европейскими стандартами.
Этот сборник должен быть готов к 15 июня этого года (в прошлом году в Европейском суде Россия проиграла 83 процесса, а по статистике Верховного суда РФ в Страсбург ежегодно обращаются около 8 тысяч граждан страны). Пьер Дибман считает запрос администрации российского президента началом эволюции российского права от кодифицированного к прецедентному. Европа тогда могла бы надеяться, что в качестве этих самых прецедентов российский суд мог бы использовать решения Страсбургского. Впрочем, сотрудничество с Европой не ограничивается интересом к деятельности последнего.
Сообщение Дибмана прозвучало на конференции, посвященной началу осуществления пилотного проекта Евросоюза по обучению судей и администраторов судов общей юрисдикции 5 регионов РФ – Астраханской, Калининградской и Смоленской областей, Калмыкии и Чувашии. На 60 семинаров, поездки судей в Страсбург и Париж, а также стажировку судебных администраторов во французской школе в Дижоне ЕС выделяет 5 млн. евро. Об этом сообщил на конференции руководитель отдела управления программой сотрудничества ЕС и России Ханс Схооф. Нынешняя стадия – вторая фаза проекта Евросоюза, одной из важнейших целей которого, как указано в документе, его анонсирующем, является «содействие выполнению Россией ее международных обязательств». Содействие рассчитано на два года, и стартует уже в 2006-м, хотя даты семинаров и стажировок пока не определены.
Обучение судей в рамках первой фазы проекта проходило в 2003–2005 годах, стоило дешевле на миллион евро и охватило судей и администраторов судов общей юрисдикции из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара и Воронежа. За прошедшее время, как сообщил в своем выступлении гендиректор судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев, «обновлена модель правосудия, преодолены проблемы неполного финансирования – за предыдущие три года на ремонт зданий судов в регионах выделено свыше 6 млрд. рублей». По словам Гусева, сейчас Верховный суд РФ работает с Минэкономразвития над подготовкой программы развития судебной системы в 2007–2011 годах.
Между тем, охотно сотрудничая с Еврокомиссией, отечественные судейские чиновники намерены ограничиться лишь повышением квалификации за счет европейцев, но вовсе не горят желанием заимствовать западные правовые стандарты. В частности, в беседе с корреспондентом «НГ» один из чиновников Верховного суда, пожелавший остаться не названным, поскольку он излагал «личное мнение», сказал, что считает невозможным использование решений Европейского суда в качестве прецедента для решений российских судов, как и вообще трансформацию российской системы права от кодифицированной к прецедентной. Более наглядно неорганичность прецедентного права для России объяснил корреспонденту «НГ» другой судейский чиновник, также просивший не упоминать его фамилии в газете: «Если у нас будет прецедентное право, то в каждой области будут только свои прецеденты».