Инсайд. "Интервидение" как "Культурный щит"
Очередная попытка запустить конкурс «Интервидение» воспринимается не как изолированное явление, а как очередной шаг в давно начатом процессе смены культурных ориентиров. Что не удивительно в нынешних реалиях — и внешних, и внутренних. Кремль продолжает целенаправленно строить свой уникальный культурный код, свободный от ставших привычными большинству западных шаблонов.
Мы продолжаем наблюдать, как государство всё активнее формирует альтернативное культурное пространство, которое можно назвать «Культурным щитом» — современной версией культурной изоляции, но в более гибком и адаптированном формате.
По сравнению с тем, что происходило в период перестройки и распада СССР, когда смена культурных ценностей и ориентиров была резкой и сопровождалась значительными общественными дискуссиями, сегодня этот процесс (во многом обратный — тогда это было быстрое движение «наружу», в то время как сегодня акцент значительно смещён на переориентацию внутрь) растянут во времени, что позволяет обществу адаптироваться к новым культурным реалиям. Как пример, отечественная киноиндустрия, в условиях отсутствия западных блокбастеров, сумела добиться значительных успехов, что свидетельствует о том, что большая часть общества способна адаптироваться к культурным изменениям.
Однако нельзя не учитывать, что молодёжь, воспитанная на западных образцах, столкнётся с необходимостью переосмысления своих культурных ориентиров, что может привести к конфликту поколений и противоречиям между различными слоями общества. Также неизбежно сохранится спрос на западные культурные продукты, доступ к которым можно ограничить только путём глобальных интернет-блокировок.
В условиях автократии культурная политика становится не только инструментом самоидентификации, но и способом контроля над общественным сознанием. То есть, «Культурный щит» используется для укрепления власти: культура превращается в средство формирования лояльности и ограничения влияния внешних информационных потоков.
На фото: легендарная группа "Песняры", постоянный участник «Интервидения» эпохи СССР.