Потребительское отношение к отцам
В этом году, 16 октября, в России в первый раз праздновался День отца. Ну как праздновался. Пока что этот праздник не получил такого же распространения, как, скажем, женский день, и не вытеснил традиционного 23 февраля.
К тому же, пришелся он аккурат на мобилизацию, что придало ему некую двусмысленность. Впрочем, и в США, где в 1966 году впервые в мире День отца установили как национальный праздник, это тоже произошло на фоне войны во Вьетнаме. Ну да, получается, об отцах вспоминают, когда им идти на войну.
Впрочем, не только это. Об отцах вспоминают также и тогда, когда рождаемость начинает падать и социально-экономические перспективы страны начинают ощутимо ухудшаться. Например, в США с 1961 по 1966 год рождаемость упала с 3,62 детей до 2,72 детей в среднем на женщину. В России тоже отмечается падение рождаемости. В 2015 году страна немного выбралась из демографической ямы 1990-х и 2000-х годов, добравшись до 1,76 детей в среднем на женщину, но в 2019-2021 годах рождаемость снова упала 1,5 детей на женщину. Это, конечно, не отвесное падение, но для России, в которой низкая рождаемость с 1990 года, то есть уже более 30 лет, это очень существенно. Не особо помог ни маткапитал, ни другие меры поддержки семей. Право, тут есть повод подумать уже об отцах.
Хотят ли россияне детей? Хотят, судя по опросам Росстата. 2% женщин не хотят детей, 17% хотят одного ребенка. Остальные — 81% хотят двух, трех и даже более детей. Но желать не значит сделать. Статистика на сей счет определенна. По данным переписей населения доля семей с одним ребенком остается стабильной — около 65%.
В кучу еще можно добавить статистику заключения браков и разводов. С 2015 года ежегодное количество браков снизилось менее 1 млн, например, в 2019 году — 950 тысяч, в 2021 году — 923 тысячи, а количество разводов колеблется около 600 тысяч в год. Если до 2015 года на 1 брак приходилось 0,5 разводов, то теперь на 1 брак — 0,65 разводов. Стоит также указать, что стремление к разводам больше свершившихся разводов, поскольку многие тысячи браков были спасены от развала усилиями семейных психологов. Большинство браков, по данным за 2016 год — 67,3%, распадается в течение 10 лет. Пожизненных браков очень мало, настолько, что даже неизвестно точно. Такая статистика позволяет сделать лишь один вывод: семья в России — это не прочная ячейка общества, а временное сожительство, фактически обреченное на распад.
Да и желания делать вторую попытку особо не просматривается. По некоторым данным, в повторный брак вступают 24% разведенных мужчин и женщин. Как следствие, доля домохозяйств в России с одним человеком в 2015 году составила 31%. В основном это осколки некогда распавшихся семей.
Наша семейная статистика весьма неполна и неисправна, она не дает полной картины, но и она показывает, что имеет место острый кризис семейных отношений в России. Этот кризис и является причиной того, что рождаемость низкая и не желает подниматься. Если семья как предприятие по рождению и воспитанию детей настолько нестабильна, то осуществить столь долгосрочное и затратное дело как заведение потомства оказывается или очень трудно, или даже невозможно.
Теперь немного экстравагантных теорий, основанных на моих личных наблюдениях. Какое место наше общество отводит отцам? Если без прикрас, то роль отцов — это роль тягла: «должен обеспечивать семью». Никаких социальных прав и привилегий, связанных с отцовством, не имеется. Положение отцов в нашем обществе чем-то очень напоминает положение крепостного крестьянина, который платит барину оброк и отрабатывает барщину. Разумеется, что никакой здравомыслящий мужчина не согласится по доброй воле на такое неравноправное и приниженное положение.
Какое место мужчина занимает в жизни женщины? По общему впечатлению от чтения многочисленной женской литературы, которой стало очень много, никакого. Там говорится много о чем: красота, саморазвитие, путешествия, развлечения. Но почти ничего не говорится о мужчине и, тем более, о муже. Это, по моему мнению, следствие того, что женщины де-факто рассматривают мужчин как третьестепенный фактор в своей жизни, фактически лишь как источник средств для себя и своих развлечений.
Это чисто потребительское отношение: принеси откуда-нибудь деньги, отдай жене и — пошел вон. Если мужчина утаивает часть своих заработков для своих нужд, если доходы и расходы делятся между супругами по принципу «твое-мое», если женатый мужчина пытается найти женщину с лучшим отношением к себе — все это ведет к разрушению семьи. Наконец, если даже семейные заботы и траты, которые сами по себе необходимы, осуществляются мужчиной под нажимом типа: «Дай! Ты должен!» и не дают никакого морального удовлетворения и вознаграждения, то рано или поздно наступает психологическая фрустрация, которая тоже ведет к разрушению семьи. Никакое чадолюбие этого не пересилит.
Мужчина ведь не мазохист, чтобы вечно терпеть к себе такое уничижительное и унижающее отношение. Отсюда огромная доля распавшихся семей, отсюда развал браков, которым было более 10 лет, отсюда общая нестабильность семейных отношений и явочное превращение семьи во временное сожительство. Ну и низкая рождаемость.
Потому нужно сказать женской половине населения России: если для вас муж — это лишь тумбочка, из которой вы берете деньги, то вы не можете рассчитывать ни на что большее, чем временное сожительство с практически неизбежным разводом. Потому-то ваши мечты о детях и остаются нереализованными, как то и говорит статистика. Чтобы положение изменилось, надо женщинам изменить отношение к своим мужьям и отцам своих детей.