Просвещение: государство виновато во всем
Наблюдая за законотворческой деятельностью Государственной Думы РФ, иногда испытываешь чувство недоумения. Ну как такое можно было сделать? Речь идет, конечно, о законопроекте, регулирующем просветительскую деятельность, и, в сущности, запрещающем просвещение без государственного разрешения.
Отважусь выразить мнение, что государственным органам нужны особые люди, своего рода советники, которые бы рассматривали некоторую инициативу со всех сторон, во всех последствиях, в том числе отдаленных, и предупреждали бы заведомо неудачные и политически невыгодные решения. Вот в этом случае такой совет определенно был необходим.
Во-первых, пропагандистская война – это не дело и не забота законодателей. Этим должны заниматься специалисты по пропаганде и психологической войне. Когда в пропагандистскую войну начинают вмешиваться законодатели, то возникает ощущение, что спецов явно не хватает и потому борьба за умы не удается. Ввиду этого возникает соблазн заткнуть бреши в идеологическом фронте очередным грозным, запретительным законом.
Надо иметь в виду, и в первую очередь, депутатам Госдумы, что идеологическая борьба, по своей природе и целям, как раз и направлена на то, чтобы обойти все запреты и ограничения формального и законодательного свойства. Она использует любые лазейки и возможности, все доступные способы, чтобы повлиять на умы и склонить их на свою сторону. Если запрещено без предварительного разрешения собрать аудиторию в просветительских целях, то что мешает, к примеру, записать лекцию и выставить ее на YouTube? Или серию коротких роликов в Tik Tok? Или еще какие способы использовать.
В истории крупнейшего пропагандистского канала в Великобритании – BBC, было время, когда они новости передавали морзянкой в эфир. Мне встретилось сообщение об этом на суперобложке одной из старых книг. В пропаганде все средства хороши, даже и такие брутальные. Так что, закон о просвещении их точно не смутит.
Во-вторых, прежде чем принимать подобные законы, а также рассуждать о защите школьников и студентов от антироссийской пропаганды, надо бы сначала озаботиться немаловажным вопросом. А у нас есть собственная государственная идеология? Если есть, то имеется ли какой-нибудь канон этой самой государственной идеологии? Ну, какой-то набор текстов, в которых была бы отражена официальная позиция по тем или иным вопросам.
Это немаловажный момент, поскольку в отсутствие государственной идеологии и его канона государственное разрешение на просветительскую деятельность в целях ограждения юношества от антироссийской пропаганды определенно не будет эффективным. Нет эталона! Формальные требования могут быть выполнены враждебными пропагандистами (и они станут сеять антироссийские мысли и идеи, будучи официально признанными просветителями), а делать ставку на личную разборчивость ответственных чиновников, пожалуй, не стоит. Чиновники могут быть подкуплены.
В-третьих, принимая закон, надо подумать о том, как он будет исполняться и в полном ли объеме. У нас и так хватает законов, которые или не исполняются, или исполняются неполно и от случая к случаю. Между тем, ничто так не дискредитирует власть, как закон, который не исполняют граждане. Для любого враждебного пропагандиста это прекрасный повод для своих происков и залезания в доверчивые умы. Тем более, если закон ограничивает просвещение – одну из наиболее фундаментальных и важных ценностей современного мира.
Выставить себя держимордой, наступающей сапогом на просвещение – это само по себе странно. Если же еще этот самый держиморда не может добиться своего, и его законы просто банально не исполняются, то это не только странно, но еще и очень смешно.
Прошу прощения за выражения, они нужны для пущей понятности, для того чтобы законодатели наши могли взглянуть на себя как бы со стороны, глазами общественности и западных недоброжелателей. Совершенно не понятно, зачем выставлять себя в столь неблаговидном виде, да еще по своей собственной инициативе и воде.
В-четвертых, самое интересное последствие этого закона. Взяв на себя право разрешать или запрещать просвещение, государство, в сущности, взяло на себя полную и нераздельную ответственность за просвещение и, как следствие, интеллектуальный уровень общества. Теперь уже нельзя будет отвертеться. Если интеллектуальный уровень общества снижается, если общество, и особенно молодежь глупеет, то известно, кто виноват.
Государственная цензура и всякие методы контроля и ограничения образования и просвещения со стороны государства могут казаться неплохими и нужными, пока дело не доходит до последствий. Если все решения в руках государства, то оно отвечает за все, что творится в этой сфере. Все негативные последствия образования и прочей просветительской активности – это дело рук государства. Если в сферу просвещения просочились вражеские пропагандисты – и это тоже дело рук государства. Ну и так далее.
В принципе, да пусть бы этот закон приняли и ввели в силу. По крайней мере, будет полная ясность, кто виноват.
Вот те последствия, вполне себе прогнозируемые, из-за которых такой закон нельзя было выдвигать и тем более принимать. Он наносит огромный политический ущерб.
Изображение: Святой Григорий Просветитель