Как Михаил Леонтьев выращивает революционеров
Недавнее высказывание Михаила Леонтьева, пресс-секретаря «Роснефти», о том, что надо лишить молодежь избирательных прав, конечно, породило волну обсуждения, смешанного с легким недоумением. Вот и у меня тоже возникло легкое недоумение. Как так могло получиться, что Леонтьев – человек, безусловно, образованный и опытный – мог ляпнуть такую глупость? Очень своевременно ляпнуть, как раз во время «хабаровской шатости».
Он же учил историю в советское время и должен знать, чем заканчиваются попытки официально ввести категорию «граждан второго сорта». Леонтьев должен был знать и помнить, что на выборах в первую дореволюционную Думу было неравноправие в праве голоса, когда, например, землевладельцы выбирали выборщика от 2 тысяч человек, крестьяне – от 30 тысяч, и рабочие от 90 тысяч человек. Да и сами выборы были многоступенчатыми: депутатов землевладельцы выбирали в две стадии, рабочие – в три, а крестьяне – в четыре. Плюс много категорий, лишенных избирательных прав. Избирательный закон на выборах в Российской империи лишал прав голоса лиц моложе 25 лет и учащихся. Можно сказать, мечта Леонтьева. Кончилось только скверно: поражением в войне, революцией и Гражданской войной.
Просто удивительно, что у нас находятся люди, готовые снова пройти той же самой дорожкой и удариться лбом о тот же угол.
Леонтьев бросил молодежи претензию: мол, она ничего не знает. Дорогой лауреат премии им. Адама Смита Института экономических проблем переходного периода, так это результат вашей же политики. Именно ваши единомышленники установили в стране такой порядок, при котором стало невыгодно учиться. Высококвалифицированные специалисты, потратившие многие годы на образование, получают гроши. Чтобы не быть голословным, в июле 2020 года Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Новосибирске провел конкурс на должность старшего научного сотрудника в отделе биологических исследований. Высшее образование, стаж не менее 10 лет, не менее 70 публикаций. Заработная плата по вакансии – от 25 тысяч рублей.
После этого разговор можно заканчивать. Такой зарплаты едва хватает на проезд и питание. Фактически это работа за еду. Работать за такую зарплату – быть нищим. И вот раскритикованное Леонтьевым молодое поколение везде видело эту же картину: образованные и работающие получают гроши. Прямо по неприличной советской частушке времен коллективизации: «Хочешь сей, а хочешь куй, все равно получишь …». Начиная с учителей в школе.
Молодое поколение сделало вывод из своего социального опыта. Зачем учиться, если за образование у нас дают фигу под нос? Фигу под нос можно получить без каких-либо усилий. Рыночек-то порешал, в точном соответствии с идеями, разделяемыми Леонтьевым.
И вот все у нас так. Образованный специалист, культурно развитый, законопослушный, патриотичный – нищий маргинал. В особенности интересно по части патриотизма. В 1990-е и 2000-е годы, как мы хорошо помним, при деньгах были те, кто буквально молился на заграницу, на Запад, ползал на брюхе, покупал недвижимость и оформлял себе иностранное гражданство. Гражданин США в России – было как принадлежность к «белой кости».
Молодежь, смотря на все это, тоже сделала неизбежный вывод: патриотизм – к черту. За деньги можно купить родину, и в более теплом месте. Сам Леонтьев воспитывал молодежь в таком духе, а теперь ему результат не нравится. Очень это смешно, надо сказать.
У молодежи есть все права занимать именно такую позицию. Молодежи нужно жить, а для этого нужны деньги и весьма немалые. Без денег ничего не будет. Потому молодежь, вполне рациональным образом, избегает всего того, что не приносит денег, по крайней мере, в достаточном количестве. Если вообще нет вариантов найти денежную работу (а по большей части молодежь не может рассчитывать на столь теплое местечко, какое занимает сейчас сам Леонтьев), то она избегает трудоемких вариантов. Нищенствовать – то хотя бы без значительных затрат усилий. Они сами поставили молодежь в такие условия. Какие теперь претензии?
Требовать от молодых людей каких-то сверхусилий (на образование ли, на патриотизм ли, или на что-то другое) в обмен, в сущности, на фигу под нос, как видимо, многим очень бы хотелось, — это, извините, мерзость и попытки дешевого, вокзального мошенничества. То, что молодежь на это не ловится, это говорит сильно в пользу молодежи. Возможно, что она чего-то не знает (что не страшно; знания – дело наживное), но у нее есть здравый рассудок, чувство реальности и рациональный подход.
Что же касается угроз лишения избирательных прав, то это прекрасный способ вырастить себе непримиримых врагов и радикальных революционеров. В прошлом, рабочие и крестьяне, которых урезали в правах, подались в революционные партии. Так и здесь будет, с бесправной молодежью. Леонтьев забыл исторический опыт, что проголосовать можно не только бюллетенем, но и ногами, кулаками или тротиловой шашкой. Эти угрозы лишения прав (а лишение одних прав неизбежно поведет к лишению и других прав) буквально принуждают молодежь радикализоваться, потому что преподносимое им: ишачить за ломаный грош, нищенствовать и молчать - абсолютно неприемлемо.