Харч и искусство: Минкульт на поводу у киносетей
Помните, пару лет назад Андрей Кончаловский перед премьерой своего фильма «Рай» обратился к потенциальным зрителям с просьбой «не хрустеть попкорном и не хлюпать кока-колой» во время просмотра?
Реакция на призыв режиссёра была тогда неоднозначной. Многим пришлись не по душе надменный тон Кончаловского и его обращение на «ты». Но сам факт, что чавкающие зрители в кинозалах причиняют неудобство соседям и оскорбляют авторов картин, мало у кого вызвал несогласие.
Проблеме поглощения еды при просмотре фильмов в кинотеатрах уже много лет. Думается, если бы в процессе участвовали только режиссёры и зрители, они бы уже давно договорились о более культурном поведении и уважении друг к другу. Однако в схеме кинопроката задействованы посредники в лице владельцев киносетей, для которых «питание зрителей» – немалая часть дохода.
Как сообщает РБК со ссылкой на данные «Невафильм Research», в среднем кинобары приносят 27 % от общей прибыли кинорынка.
Ну а когда идёт речь о доходах, культура традиционно отодвигается на второй план. Ситуация усугубляется тем, что Министерство культуры у нас всецело на стороне доходов.
В конце прошлой недели на портале проектов нормативных правовых актов был размещён разработанный Минкультом проект о внесении изменений в закон «О государственной поддержке кинематографии». Среди прочих пунктов в тексте документа содержится возможность запрета входить в кинозал с приобретёнными на стороне продуктами питания, вплоть до питьевой воды.
«…Демонстратор фильма включает в правила посещения кинотеатра положения, устанавливающие запрет на пронос на его территорию <…> продуктов питания, а также алкогольных и прохладительных напитков, за исключением продуктов питания, алкогольных и прохладительных напитков, приобретенных в специализированных торговых точках, расположенных на территории кинотеатра», – говорится в законопроекте.
Почему же вопрос безальтернативного питания в кинотеатрах остро встал именно сейчас?
Глава департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова утверждает, что законодательная инициатива исходила от представителей киноотрасли. Те, в свою очередь, прикрываются безопасностью (мол, под личиной неизвестных продуктов и напитков может скрываться взрывчатка) и борьбой с запахами лука, рыбы и жареной курицы, разумеется, в интересах зрителей.
На самом же деле борьба ведётся исключительно с напитками и закуской, которую зрители приспособились приобретать в соседних с кинотеатрами магазинах и фуд‑кортах по более низким, чем в кинобаре, ценам. Жевать в кинозалах наш «культурный зритель» не перестал, но в целях экономии всё чаще и чаще приносит еду с собой, благо законом это до сих пор не запрещалось.
В результате выручка киномагнатов катастрофически падает в компании с уровнем жизни населения. За прошедший год – на 9 % или около 13,7 миллиарда рублей.
Именно компенсация этих потерь и стоит целью лоббистов поправок к закону, у которых ведомство Владимира Мединского почему-то пошло на поводу, вместо того чтобы задуматься о полном запрете совмещения набивания желудков с просмотром кинофильмов. При этом в министерстве акцентируют внимание на том, что окончательное решение о запрете на постороннюю еду остаётся за владельцами кинотеатров.
Кстати, некоторые особо рьяные киновладельцы уже сейчас устанавливают запрет на пронос в зал своей еды. До принятия поправок Минкульта и вступления их в силу (а до этого ещё очень далеко) вы можете смело писать жалобы в Прокуратуру и подавать на самоуправцев в суд. А ещё лучше – потерпеть два часа и пообедать в более подходящей для этого обстановке.
Фото: timeout.соm