Тёмные белые ночи Валерия Гергиева
Буквально за одну неделю директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев умудрился настроить против себя не только простых любителей музыки Санкт‑Петербурга, но и профессионалов от искусства. Впрочем, в среде последних негатив в адрес «великого дирижёра» назревал давно и просто ждал случая выплеснуться наружу.
Часть первая. Гнев любителей
Началось всё 25 июня с отмены выступления Пласидо Доминго в спектакле Мариинки «Симон Бокканегра». Пользуясь случаем, руководство театра решило содрать с дорогих зрителей, жаждущих вживую услышать легендарного тенора, с возрастом переквалифицировавшегося в баритона, сразу несколько шкур. Для пущей важности заведомо кассовый спектакль был заявлен в программе фестиваля «Звёзды белых ночей», а цены на билеты повышены в десять (!) раз.
Петербуржцы и гости Северной столицы повздыхали, но на рекордные кассовые сборы Гергиеву скинулись. Можете представить их разочарование, когда, удобно устроившись в креслах и приготовившись насладиться исполнением мечты, они узрели перед собой худрука театра, объявившего, что вместо приболевшего Доминго главную партию исполнит местный баритон Роман Бурденко, которого зрители могут услышать в любой день, заплатив за это не двадцать, а две тысячи рублей.
Характерно, что никаких объявлений на входе зрители не увидели и предупреждений от капельдинеров не услышали – их поставили перед фактом уже в зрительном зале.
Все оправдания по поводу внезапной потери легендарной звездой голоса чуть ли не за минуту до начала спектакля – в пользу бедных. Если Роман Бурденко успел подготовиться к спектаклю, значит, напечатать объявление время тоже было. Просто из зрительного зала встать и пойти в кассу сдавать билет всё-таки сложнее, чем развернуться непосредственно перед входом в театр. Для надёжности администрация ограничила время принятия заявлений на денежную компенсацию концом антракта. После спектакля заявления на возврат или пересчёт стоимости билетов не принимались.
В результате подать заявки успели единицы прорвавшихся сквозь толпу возле кассы. Да и их заявления ещё будут рассматриваться администрацией театра.
Все эти нехитрые махинации позволили Гергиеву сохранить несколько миллионов обманом заработанных рублей, однако репутацию ему теперь придётся сушить долго. Тем более что в глазах профессионалов она рухнула уже давно. Впрочем, об этом мы поговорим во второй части статьи.
А пока несколько красноречивых отзывов от пострадавших:
«Это настоящее свинство. Всё-таки маэстро Доминго не за пять минут до начала простудился. Я думаю, мы достаточно уже отдали денег Мариинскому театру. Больше туда я не ходок».
«Было ясно как божий день, что по вздутым ценам билеты покупались именно на Доминго. Надо было извиниться за форсмажор, отменить спектакль и вернуть деньги».
«Бурденко ни в чём не виноват. По-видимому, не виноват и Доминго. А вот руководство Мариинского театра виновато перед всеми, кто получил сегодня заряд негатива».
«Я отдала очень много за мечту, а мне плюнули в душу. В Мариинку брать билеты в следующем сезоне не собираюсь».
Часть вторая. Голый король и друг его Мацуев
Спустя пять дней после скандала с Пласидо Доминго известный музыкальный критик, кандидат искусствоведения Вадим Журавлёв опубликовал в своём аккаунте Facebook гневный пост, где задался вопросом о возможности вернуть деньги за потраченное время всё в том же Мариинском театре. На этот раз речь зашла о концерте лауреатов XVI Международного конкурса имени Чайковского, который состоялся на второй сцене театра 29 июня в рамках того же фестиваля «Звёзды белых ночей».
Маэстро Гергиев, решивший совместить в одном дне дирижирование оперой «Тангейзер» в Концертном зале и гала-концертом на сцене «Мариинки-2», опоздал и там и там, в результате чего концерт, начало которого и без того было заявлено на 21 час, затянулся, и многим зрителям пришлось покинуть мероприятие задолго до его окончания, чтобы успеть добраться до дома по неразведённым мостам.
Что касается самого концерта, то Журавлёв назвал услышанное «кошмаром» и «ярмаркой тщеславия», призвав вице-премьера по вопросам культуры Ольгу Голодец обратить внимание на откровенно халтурный подход к своей работе самого высокооплачиваемого маэстро страны.
«Как человек, который чуть не завалил арию Норины, может считать себя художественным руководителем чего-либо? Это помимо всего того, что неслось со сцены вчера. И как объяснить вот этой сельской учительнице Голодец, что в стране много других артистов кроме Гергиева и Мацуева? Нет ответа на эти вопросы. И деньги вам не вернут. Просто не покупайте в следующий раз», – написал Журавлёв.
Пост критика вызвал горячее обсуждение, из которого можно сделать вывод, что авторитет Гергиева в Санкт-Петербурге стремительно приближается к нулевой отметке. Досталось и другу маэстро Денису Мацуеву, который отличился тем, что, будучи председателем жюри конкурса имени Чайковского, просидел все туры, уткнувшись в телефон и весьма вяло интересуясь происходящим.
«Обидно, что из нас делают идиотов и дураков, у которых нет ни ушей, ни глаз».
«Это был кошмар! В страшном сне не приснится».
«Никто из тех, кто хоть что-то понимает в классической музыке, уже давно не ходит на Гергиева».
«Не покупаю билеты уже много лет, если маэстро заявлен».
«Как же я рада, что хоть кто-то понял, что Гергиев халтурит уже давно, а Мацуев плохой пианист».
«С глубокой грустью всё это наблюдаю и думаю, доживём ли мы до развенчания голых королей?»
В заключение отметим, что, сколько бы ни возмущались простые зрители и профессионалы деятельностью маэстро и его друзей, выводы наверху сделаны не будут. Во-первых, потому что ни Голодец, ни Мединский, ни тем более сидящие в Кремле хорошее исполнение от плохого никогда не отличат. Во-вторых, потому что в нашей стране на первом месте стоит не профессионализм, а лояльность режиму.
Фото: mariinsky.ru