Дмитрий Верхотуров

© Babr24

Экономика и бизнесНаука и техникаРоссия

26117

14.08.2018, 14:07

У российской науки есть теперь дела и поважнее

В статье "Нефть судьбоносная" высказано было мнение, что российская наука, несмотря на десятки тысяч исследователей, сотни академиков и сотни миллиардов рублей затрат, решить проблему извлечения трудноизвлекаемой нефти из баженовской свиты скорее всего не сможет.

Причина этого очень проста и заключается всего в двух моментах. Во-первых, у российской науки есть дела и поважнее, чем думать о трудноизвлекаемой нефти. На кону большой куш - нацпроект "Наука", с затратами в 1,4 трлн. рублей на период с 2019 по 2024 годы.

Причем почти триллион рублей (955,1 млрд. рублей, если быть точным) в рамках этого нацпроекта собираются потратить на исследования. Достаточно очевидно, что лучше протолкнуть какое-нибудь свое исследование или тему в список проектов научного нацпроекта, и потом пятилетку быть обеспеченным человеком, чем браться за довольно сложную техническую задачу.

К тому же, в рамках реализации нацпроекта предполагается реорганизация научных учреждений, с полагающимися в таких случаях "слияниями и поглощениями", в данном случае с концентрацией научных центров на базе сильнейших учреждений. То есть, будет еще упорная борьба вокруг существования, закрытия или слияния разного рода исследовательских институтов, которая, понятно, будет поглощать львиную долю внимания академического сообщества.

То есть, ближайшую пятилетку российское научное сообщество будет в основном занято освоением и перевариванием средств нацпроекта "Наука". Баженовская нефть подождет.

Во-вторых, по поводу российской науки и ее состояния написано и сказано немало, но стоит добавить еще один момент. Он весьма редко упоминается, но при этом является самым важным. В российской науке давно уже не осталось места собственно для ученого, для личности, для выдающегося ума.

Тот же самый нацпроект "Наука" это показывает самым наглядным образом. Поставлена задача - "генерация фундаментальных научных знаний".

Предложенное решение состоит в том, чтобы увеличить число исследователей с 51 до 79 исследователя на 10 тысяч работников и обеспечить новые рабочие места за счет федерального бюджета.

И что здесь не так? Не так здесь то, что ученый-исследователь в таком подходе - это не выдающийся ум, приобретший глубокие познания в каких-либо вопросах, а всего лишь штатная единица. Рабочее место с вывеской "ученый-исследователь", которое может занять, в принципе, любой, мало-мальски подходящий по формальным признакам.

Вообще-то, фундаментальные знания генерируют люди, эти самые выдающиеся умы. Организация науки лишь должна обеспечить этим выдающимся умам, которых обычно не так много, наилучшие условия, чтобы труд такого ума был бы наиболее продуктивным. Эта простая истина в России давно забыта. В дискуссии по поводу состояния российской науки вспоминают о чем угодно: о финансировании, о структуре РАН, о недвижимости научных институтов, о безбрежной бюрократической отчетности, об индексах цитирования, но только не о самом ученом.

Итог такого отношения: массовый выезд ученых за границу. В 2016 году ногами проголосовали 44 тысячи человек и примерно на этом уровне отъезд держится и теперь. Главный ученый секретарь Президиума РАН Николай Долгушкин забил тревогу: численность ученых в институтах, подведомственных ФАНО, стала сокращаться.

Тут нельзя не задать простой вопрос: а чего вы еще хотите? Годами создавалось отношение к ученому как к штатной единице, которую можно открыть, закрыть, сократить, выделить или слить; отношение, можно сказать, как к неодушевленному предмету, практически приравненному к столам, стульям и шкафам, проходящим по инвентарной описи. Разумеется, что от такого отношения к себе люди стараются убежать, если могут.

В принципе, уже этого достаточно, чтобы считать, что российская наука, как ее ни накачивай деньгами, с разработкой баженовской нефти не справится. Последует падение добычи нефти, связанное с выработкой старых месторождений, и вся эта замечательная система с многоэтажной бюрократией, в том числе и научной, начнет плавно сваливаться в экономический штопор.

Но есть еще один любопытный парадокс положения. В России может найтись самородок, который сможет эту задачу раскусить. Тем более, что она не относится к числу головоломно сложных. Но решение этого самородка, скорее всего, не будет признано. Просто потому, что у всех многочисленных государственных, научных, инновационных, инвестиционных и т.п. структур есть четкое представление, что является инновацией, а что нет. С этим самородок российский ничего поделать не сможет.

А если же самородок этот вообще не входит в научную систему, то его голос просто не будет услышан.

Это я пишу, в сущности, о себе, с позиций личного опыта. Мне очень интересны технико-экономические вопросы, их часто обдумываю. Принципиальное решение проблемы баженовской нефти я нашел примерно через полчаса обдумывания вопроса. Но делиться этим я не хочу. А зачем? Меня ведь не прельщает перспектива стать чем-то вроде стола или стула в инвентарной описи ФАНО, а ожидать чего-то большего просто бессмысленно.

Дмитрий Верхотуров

© Babr24

Экономика и бизнесНаука и техникаРоссия

26117

14.08.2018, 14:07

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=179770

bytes: 5205 / 5028

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Верхотуров.

Другие статьи в рубрике "Экономика и бизнес" (Россия)

Позор федерального масштаба: о нерабочих очистных в Бурятии. Анализ Бабра

В Бурятии не стихают обсуждения провального строительства очистных сооружений. Материал будет о том, как местные чиновники не смогли эффективно освоить миллиарды рублей, выделенных на эти объекты. Несмотря на космические траты, результат работ оказался весьма прозаичным.

Есения Линней

Экономика и бизнесЭкологияРасследованияБурятия Байкал Россия

18674

20.11.2024

Блогнот. Денежно-кредитная политика ЦБ вызывает всё больше вопросов. Ответы порождают новые вопросы

Недавно попалась довольно любопытная информация о распространении по миру криптовалют. Выясняется, что в большей степени они имеют довольно свободное хождение в так называемых «развивающихся странах» по классификации МВФ, куда относится и Россия.

Владимир Морозов

Экономика и бизнесРоссия

4087

20.11.2024

Энергия под контролем: новые правила потребления в борьбе с серым майнингом

С первого ноября в России утверждены новые нормы потребления электроэнергии, которые будут применяться для расчета тарифов по всей стране.

Ярослава Грин

Экономика и бизнесОбществоИркутск Россия

11229

18.11.2024

В Китае знают о проекте нового Медного завода больше, чем сами жители Норильска

На минувшей неделе агентство «Блумберг», которое специализируется на экономических и финансовых новостях, опубликовало материал о том, что «Норильский никель», кажется, договорился с китайцами по поводу места строительства своего Медного завода.

Ярослава Грин

Экономика и бизнесПолитикаКрасноярск Россия

10923

18.11.2024

Укрепление газовой позиции на Востоке: «Сила Сибири» продолжает расширяться

На фоне затянувшихся переговоров с Китаем и Монголией по проекту «Сила Сибири-2», который должен был стать важным шагом в расширении газового сотрудничества между странами, Россия продолжает развивать газовую инфраструктуру на Дальнем Востоке.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаМонголия Россия Китай

5777

13.11.2024

Урановый след: поправки в законодательство Монголии открывают путь «Росатому»

Монгольский парламент рассматривает поправки в Закон об атомной энергетике. Изменения предложило правительство Монголии 25 октября, они касаются различных аспектов использования атомной энергии в стране.

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесПолитикаМонголия Россия

12830

02.11.2024

Сливочное масло: не до жиру

В Иркутской области сливочное масло с начала 2024-го выросло в цене на 28 процентов. И это еще средняя цена: в некоторых населенных пунктах Прибайкалья увеличение зашкалило за 40 процентов.

Георгий Булычев

Экономика и бизнесОбществоИркутск Россия

12365

31.10.2024

«Сила Сибири-2»: мечта «Газпрома» и путь к краху. Прогнозы МЭА

Пока не остыла новость о том, что Монголия исключила газопровод «Сила Сибири-2» из своих долгосрочных планов, газпромовскому проекту в очередной раз предсказывают крах.

Есения Линней

Экономика и бизнесМонголия Россия Китай

12657

23.10.2024

Расширение ТОР «Бурятия»: перспективы под вопросом

Правительство России расширило территорию опережающего развития (ТОР) «Бурятия», чтобы начать разработку Окино-Ключевского буроугольного месторождения. Но у Бабра возникают большие сомнения насчёт результатов этих грандиозных планов, учитывая недавние увольнения сотрудников на угольном разрезе.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаБурятия Россия

20633

10.10.2024

Инсайд. «Газ или не газ? Вот в чем вопрос»

Очевидно, что проект «Сила Сибири-2» медийно готовят. К чему? Заинтересованы в нём многие: Газпром хочет не зацикливаться на СПГ, а иметь в чём-то ностальгический трубопроводный мегапроект.

Фокс Смит

Экономика и бизнесЖКХМонголия Россия Китай

16890

07.10.2024

Инсайд. Россия: трансформация рынка недвижимости

Российский рынок жилой недвижимости переживает серьезную трансформацию в связи с прекращением масштабных программ льготного ипотечного кредитования. Эксперты зафиксировали кардинальные изменения в предпочтениях потенциальных покупателей жилья.

Николай Головин

Экономика и бизнесНедвижимостьРоссия

12945

02.10.2024

Итоги ВЭФ: в ДФО будут наращивать объёмы генерации с опережением спроса

Тема энергетики в этом году стала одной из самых обсуждаемых на Восточном экономическом форуме. Обсуждают её и в правительстве, где как раз в день начала форума состоялось «инфраструктурное» совещание под руководством президента.

Фокс Смит

Экономика и бизнесБурятия Россия

17397

10.09.2024

Лица Сибири

Зарубин Аркадий

Абраменко Александр

Диксон Виталий

Воробьев Евгений

Альхеев Иван

Богатырев Павел

Серышев Анатолий

Аксенов Владимир

Азаренко Иван

Свидерек Кшиштоф