Улюкаев предложил банкам поделиться «лишней валютой» с государством
Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что у банков сейчас много лишних валютных пассивов. Настолько много, что им даже трудно становится их размещать. В связи с чем глава министерства выступил с предложением обменять эти излишки на номинированные в валюте облигации.
А вот аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай утверждает, что у российских банков нет проблемы избытка валютной ликвидности. Более того, по словам эксперта, в российской банковской системе есть открытая валютная позиция, то есть валютные активы превышают валютные обязательства. И Банк России разрешает такое превышение на уровне 20% собственных средств. По данным Порывай, примерно на таком уровне банки и держат.
Ситуация с валютой:
Национальное рейтинговое агентство провело исследование, которое показало, что у большинства российских банков валютные активы выше пассивов (среднее значение открытой валютной позиции на балансе составляет 2,3% от активов). Из 99 крупнейших банков по активам у 69 банков валютные активы превышают валютные обязательства (они выдают валюты больше, чем привлекают).
Главный экономист национального рейтингового агентства Максим Васин утверждает, что в случае девальвации рубля такие банки выиграют от переоценки активов в валюте.
Согласно его данным наибольшая открытая валютная позиция у «ФК Открытие» - 347,5 миллиардов рублей. Максимальная относительно активов - у «Югры», Дойче Банка, «Таврического». Васин убежден, что сильный дисбаланс в валютах активов и обязательств этих банков есть не что иное, как сознательный элемент стратегии этих банков.
Дальше - больше:
У крупнейших государственных российских банков Сбербанка и ВТБ валютные обязательства превышают валютные активы. Это означит, что у них есть избыточная валюта. Больше всего ее у Сбербанка, валютные обязательства которого превышают его валютные активы на 292,4 миллиардов рублей.
Ранее об избытке валюты говорили представители банка ВТБ. Еще в 2015 году банк сделал предложение инвесторам о выкупе собственных еврооблигаций, объяснив свое решение как раз тем, что у него много валюты. В этом году ВТБ собирается продолжить практику buyback, но пока рыночные условия этому не благоприятствуют, при этом часть валютной ликвидности будет стерилизована за счет погашения синдицированного кредита на $2 миллиарда в апреле. На 1 января 2016 года валютные обязательства ВТБ больше его валютных активов на 81,4 миллиардов рублей.
На третьем месте по объемам лишней валюты Промсвязьбанк (53,7 миллиардов рублей), за тем Газпромбанк (40,2 миллиардов рублей) и Россельхозбанк (31,8 миллиардов рублей).