Татьяна Вольтская

© Радио Свобода

ОбществоРоссия

3999

11.11.2015, 14:47

Ангел отвернулся

Петербург теряет лицо, точнее – лица. Барельефы на фасадах и скульптуры после реставрации не узнать.

Нимфа жила высоко под крышей на эркере дома номер 19 на улице Восстания в Санкт-Петербурге. Дом Пантелеймона Бадаева был построен в 1904-1906 году и украшен на славу – изысканными лепными барельефами и изразцами в стиле модерн. Наверху, над перекрестком улиц Жуковского и Восстания сидит и смотрит вниз меланхолический ангел с широкими крыльями – дом так и прозвали "домом печального ангела". Ангел отвернулся от нимфы на соседнем барельефе – и правда, зрелище невыносимое и для людей, не то что для ангелов.

Барельеф на доме по улице Восстания, 19, в Санкт-Петербурге с изображением нимфы до и после реставрации

Нимфа, ее прекрасное женское лицо, дышащее страстью и вдохновением, под рукой "реставратора" превратилось в одутловатый блин с неряшливыми щелочками глаз и кривенькими губками. Огрубели, словно от артрита, тонкие пальцы, сжимающие статуэтку женщины и скрипичный гриф, и даже скрипка раздалась в бедрах, почти превратившись в гитару.

Обнаружили эту беду градозащитники из группы "Необычные экскурсии по Петербургу", тревогу забила Дарья Васильева. К сожалению, она не впервые сталкивается с "отреставрированными" скульптурами на петербургских фасадах. По ее мнению, всему виной – закон, по которому заказ на выполнение подобных работ можно получить только через тендер, и получает его та фирма, которая предложит более скромную цену и более короткие сроки исполнения работ. Градозащитники не понимают, как подобные критерии можно приложить к бесценному архитектурному наследию, они готовят по этому поводу обращение в прокуратуру.

Сделали такие вот ребята, остапы бендеры

Кто сыграл злую шутку с прелестной нимфой на доме Пантелеймона Бадаева, пока неизвестно. Известно только, что, поскольку дом на Восстания, 19, – памятник регионального значения, значит, история его реставрации была обставлена серьезно – сначала задание, потом проектная документация, изготовленная лицензированными специалистами, затем согласование проекта, после чего – тендер на роль исполнителя, тоже квалифицированного, а в конце – разрешение на проведение работ, выдаваемое Комитетом по государственному использованию и охране памятников, и приемка выполненной работы – тоже силами КГИОП.

Казалось бы, мышь не проскочит сквозь такую конструкцию, но ведь недобросовестных экспертов никто не отменял – а вынь этот камушек из фундамента, и все здание поползет. Оно и ползет – причем с устрашающей регулярностью – от фантастического сообщества лукавых и прекрасных кариатид, ангелов, драконов и прочих существ, населяющих городские фасады, – к толпе убогих уродцев, которые, если дело так пойдет, постепенно вытеснят с городских стен своих предшественников, искалеченных временем и руками горе-реставраторов.

Архитектор, эксперт Всероссийского общества охраны памятников Павел Никонов не сомневается, что все зло – в законодательстве:

– Тяжелейшую ответственность за эту ситуацию несет Государственная Дума, придумавшая закон о тендерах, и президент, его подписавший, потому что существует целый ряд отраслей, где не могут работать люди, победившие на этих тендерах. Скульптура, реставрация, строительная документация – я даже не знаю, есть ли такая отрасль, которая может работать по этому закону. Его смысл в том, что объявляется тендер, и кто предлагает лучшие условия – как правило, короткие сроки и низкие цены, тот и выигрывает. А все остальное абсолютно неважно. И генеральный план может быть нарисован, как та самая знаменитая реклама, намалеванная Остапом Бендером, и скульптура может быть так отреставрирована, и все то, во что надо вкладывать душу, мастерство, оказывается изувеченным работниками, победившими на этом тендере. Но самое главное – исправить ничего нельзя. Какой-нибудь глава поселения заказал генеральный план, ему выдали "веселую картинку". Он может попытаться ее отменить, но формальных оснований не найдется, придется его утвердить. А если он все же захочет сделать новый, нормальный генплан, тут же придет прокуратура: это нецелевое расходование средств, ты ведь уже заплатил за генплан, который сделали такие вот ребята, остапы бендеры, – сиди и не рыпайся.

– Неужели много таких примеров с неудачными генпланами?

Девушка с разбитым кувшином в Екатерининском парке, которую Пушкин воспел, – она же теперь без кувшина

– Да, Господи, по всей России! По всей России такие генпланы, такие проекты планировки – я не знаю другого! Это натуральная катастрофа! И она продолжается – и в реставрации, и в изготовлении скульптур, которыми замещают подлинные. Девушка с разбитым кувшином в Екатерининском парке, которую Пушкин воспел, – она же теперь без кувшина. Так ее "заменили". Или вот был скандал со скульптурами на Адмиралтействе, у которых безобразные лица, или с ангелом на церкви на Васильевском острове – тем самым, без которого "Васильевскому острову не быть", – переделывают его теперь, очень уж аляповатый вышел. А что касается планировки, то, я думаю, администрациям городов приходится изворачиваться сверхъестественным образом, незаконно, путем подтасовки документов, чтобы на тендерах победили те, кому администрация доверяет, а не пройдохи и аферисты. Приходится обходить закон, чтобы не победили проходимцы.

– Получается, что я могу прийти с улицы, назваться реставратором, попросить три рубля и получить сложнейшую работу?

Если чиновник откажется работу принять, то очень легко может нарваться на прокурора

– Ну, не все так просто, есть некоторые фильтры, надо быть членом саморегулируемой организации. Но ведь и саморегулируемые организации никакого качества не гарантируют. А что касается КГИОП, то там сидит чиновник, который работает по инструкции, и если по инструкции все в порядке – значит, все в порядке. Он сформулировал задание, подписал. Пришел продукт: пуговицы те? Те. Карман пришит? Пришит. Что не нравится? Ничего не нравится. А это меня не касается, работа сделана. И если чиновник откажется ее принять, то очень легко может нарваться на прокурора, а прокурор просто не знает, как должен выглядеть настоящий костюмчик.

– Вот сейчас как раз градозащитники собираются обращаться в прокуратуру, хотят узнать, кто реставрировал нимфу, кто принимал работу. Как вы считаете, есть шанс вернуть ее прежний облик?

– Не знаю, надеюсь, что шансы есть. Но надо бы раскачать прокуратуру на то, чтобы указать на неприменимость закона о тендерах в этой сфере. Но я не уверен, есть ли у прокуратуры такие полномочия.

Авторы закона поставили перед собой задачу сэкономить бюджетные средства, больше ничего

– Хорошо, мы выяснили, кто виноват, теперь следующий вопрос – что делать?

– Включить мозги. Принимать решения исходя из интересов дела. Надо, прежде всего, уяснить цели, которые должен решать тот или иной закон. Ведь авторы закона о тендерах поставили перед собой очень простую задачу – сэкономить бюджетные средства, больше ничего. Но ведь можно так сэкономить, что у нас страна превратится в строительный мусор. Законодатели должны быть людьми ответственными, умными и не ленящимися думать. Я сейчас не в состоянии предложить свой вариант закона, но я знаю, что во всем мире люди решают такие проблемы на основании совершенно определенных законов. Нам и придумывать ничего не надо – надо основательно изучить мировой опыт.

Заместитель председателя Совета по культурному наследию при правительстве Петербурга Михаил Мильчик, не снимая вины с реставраторов злосчастной нимфы на Восстания, 19, главную ответственность все-таки возлагает на КГИОП:

– Прямая обязанность КГИОП – во-первых, следить за ходом реставрационных работ, а во-вторых, не принимать некачественную реставрацию и, естественно, ее не оплачивать. Они должны заплатить аванс, а полного расчета при неудовлетворительных работах быть не может. Но все это по неизвестным причинам было проигнорировано. Это не единственный случай, проблема касается не только скульптуры, но и архитектуры. В таких случаях должна создаваться специальная комиссия под эгидой КГИОП, производиться экспертиза работ, и если они будут признаны некачественными, надо потребовать от подрядной организации переделку за ее счет. Причем в комиссию должны входить не только специалисты, работающие в комитете.

В Летнем саду копии скульптур выполнены из композитных материалов и производят совсем другое впечатление

– А на практике эта схема работает?

– Очень редко. Комитет не хочет выносить сор из избы.

– История с нимфой напомнила целый ряд других скандалов, например, с неудавшимися лицами скульптур Адмиралтейства.

– Да, это были очень сложные работы, качество оригиналов было таким, что пришлось создавать копии, и вот тут возникло много проблем.

– С базиликой святой Екатерины на Невском проблем может возникнуть еще больше – появилась информация, что КГИОП собирается заключить договор с фирмой "Наследие" на создание копий скульптур фасада, так вот, эти копии будут почти вдвое меньше оригиналов.

– Если это так, то это абсолютно недопустимо. И в Летнем саду копии скульптур выполнены неудовлетворительно – прежде всего, потому что они сделаны из композитных материалов и производят совсем другое впечатление, это грубейшее нарушение методики, как и вся реставрация Летнего сада. Надо было заказывать настоящие копии из мрамора – это дело не дешевое и не быстрое, но лет за 10 можно было бы все постепенно заменить. Выход один – нужно выносить такие вопросы на суд профессиональной общественности.

Член Всероссийского общества охраны памятников Людмила Семыкина напоминает, что необходимо восстановить деятельность реставрационного совета:

– Это огромная тема – тут и потеря реставрационной школы, и разгон целых институтов, таких как "Спецпроектреставрация", – на самом деле, такова у нас глобальная политика.

Этот барельеф с Мефистофелем в Петербурге сегодня уничтожен

– Говоря об изуродованной нимфе, невольно вспоминаешь разбитого Мефистофеля – в конце концов, и тот, и другая – жертвы этой политики. Одну нельзя отреставрировать по-человечески, другого – восстановить. Почему? Нимфу, видимо, с легкостью отдали в руки шарлатану, зато в случае с Мефистофелем говорят, что процедура восстановления так сложна и дорога, что займет несколько лет, – в чем тут дело?

– Это вопрос терминологии – чиновники говорят о восстановлении, а на самом деле речь идет о ремонте фасада. Я думаю, это от недостаточной компетентности нового председателя КГИОП, Макарова, он же совсем недавно в этой должности, совершенно неизвестен в этой сфере, никогда ничем таким не занимался. С другой стороны, я думаю, что в силу ряда причин к разным объектам у чиновников разное отношение и к разным заказчикам тоже, а о причинах такого дифференцированного подхода можно только догадываться, говорит Людмила Семыкина.

Догадываться можно и о причинах политики, позволившей задушить единственный в городе методический реставрационный центр – НИИ "Спецпроектреставрация", в котором, кроме высококвалифицированных специалистов, была даже химическая лаборатория, дававшая рекомендации по строительным растворам. Но соблюдать все эти рекомендации – это ведь так дорого и хлопотно. Зато теперь нет ни специалистов, ни лаборатории – да и кому давать рекомендации – может, тем "профи", которые изуродовали нимфу? Кстати, если они возьмутся восстанавливать Мефистофеля – то, может, и правда, лучше не надо? Вот и рядом с "домом печального ангела" домик совсем запущенный, но теперь уж как-то боязно даже за лепные гирлянды над окошками. Шутники в соцсетях уже предполагают, что карикатурные персонажи, проникающие на городские фасады вместо "реставрируемых" скульптур, – это портреты самих "мастеров" и чиновников. В каждой шутке есть доля шутки…

Татьяна Вольтская

© Радио Свобода

ОбществоРоссия

3999

11.11.2015, 14:47

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=140266

bytes: 12303 / 11687

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Татьяна Вольтская.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

4619

19.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

6687

15.11.2024

Эн+ объявляет о начале нового сезона грантового конкурса «Города со знаком плюс»

Прием заявок продлится до 15 февраля 2025 года. В этом году бюджет конкурса составляет 100 миллионов рублей, что позволит поддержать проекты, направленные на создание современной и комфортной социальной среды в городах, находящихся под ответственностью компании.

Ярослава Грин

ОбществоСобытияИркутск Россия

6112

02.11.2024

Мемориальную доску писателю Валентину Распутину открыли в Москве при содействии сенатора Андрея Чернышева

В Москве открыли мемориальную доску знаменитому сибирскому писателю Валентину Распутину. Идея установки принадлежит его семье и землякам. Всю организационную работу провел благотворительный Фонд «Сибирский Характер», который учредил сенатор Андрей Чернышев. «Мы дружили с Валентином Григорьевичем.

Алина Саратова

ОбществоРоссия Иркутск

3907

22.10.2024

Инсайд. Чиновник не идиот? Ну извините...

Законопроект об оскорблении чиновников взорвал Рунет. В России готовятся ввести уголовное наказание в виде лишения свободы на два года за оскорбление чиновников в интернете или СМИ.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРоссия

3475

25.09.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3670

14.08.2024

Каракорум vs Улан-Батор: россияне не прошли в финал конкурса проектов новой столицы Монголии

В Улан-Баторе прошел полуфинал конкурса проектов по созданию новой столицы Монголии. Как и ожидалось, ни один из двух российских коллективов не сумел пробиться в финал, уступив лидирующие позиции китайским, индонезийским и японским разработчикам. Первые два места заняли команды из КНР.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия Россия

16083

12.08.2024

Психологическая помощь: мейнстрим или настоящая потребность? Разбираемся в актуальной дилемме

В современном обществе сложилась своеобразная парадоксальная ситуация. С одной стороны, тема психического здоровья и необходимости профессиональной поддержки стала чрезвычайно популярной. Ходить к психологу считается признаком осознанности и развитости.

Анна Моль

ОбществоЗдоровьеРоссия

3995

05.08.2024

Краденая покорность: почему люди отдают миллионы мошенникам?

Жители Иркутской области добровольно отдали мошенникам полтора миллиарда рублей в 2023 году. Жертвами стали пять тысяч человек. Да и в 2024-м полиция уже несколько раз сообщала очередную калькуляцию (причем, видимо, никакой возможности вернуть деньги ни у кого под этим солнцем нет).

Георгий Булычев

ОбществоРоссия

3994

31.07.2024

С заботой от ФСИН: рейтинг тюремных книг

Не секрет, что контингент российских мест не столь отдалённых стремительно меняется в сторону превалирования ума, образованности и интеллигентности. Однако беспокоиться о том, что в случае лишения свободы в СИЗО или колонии будет нечем заняться, не стоит.

Филипп Марков

ОбществоКультураРоссия

26964

29.05.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

14384

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

49514

08.03.2024

Лица Сибири

Перегудова Валентина

Назимова Анжелика

Ступко Павел

Алдаров Кузьма

Шимко Дмитрий

Сандаков Яков

Гоголев Александр

Рапацевич Евгений

Косолапов Марк

Волков Аркадий