Артур Скальский

© Российская газета

ОбразованиеРоссия

3438

23.12.2013, 15:04

Собрание против сочинений

Зачем нужно вводить сочинение в итоговую аттестацию и каким образом это можно сделать, размышляли в середине декабря на Общественном совете при Минобрнауки. Поручение президента поставило экспертов в тупик. Большинство учителей-словесников и школьников отрицательно относятся к сочинению как форме экзаменационной работы. Но сказать президенту о том, что возврат к сочинению — плохая идея, никто не решится.

«Давайте мы в первую очередь о детях подумаем, а о президенте и своей карьере уже потом, — кричал член Общественного совета при Минобрнауки, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. — Обратите внимание, что обязательный экзамен по иностранному языку вводят только в 2020 году. Семь лет будет на его проработку и внедрение! Почему же обязательный экзамен по литературе должны вводить в таком экстренном порядке?» Накал страстей на заседании Общественного совета при Минобрнауки, где обсуждалось совершенствование процедуры итоговой и промежуточной аттестации в школе, превысил допустимую норму.

«Президент сказал: проработать вопрос о внедрении сочинения в итоговую аттестацию к 1 марта следующего года. Что это значит? Какие результаты должны быть к этому числу?» — спрашивал у замминистра образования и науки Натальи Третьяк член совета, учитель литературы московской 57-й школы Сергей Волков. «Не берусь трактовать слова президента. В любом случае работать надо начинать быстро», — сказала Третьяк.

«Предложения по изменению образовательных программ, экзаменов должно готовить министерство, а затем уже их озвучивать «наверх». А сейчас все происходит в обратном порядке — министерству спускают сверху предложения по совершенствованию выпускного экзамена.

Непонятно, откуда была вброшена идея сочинения, потом ее подхватил президент, а мы пытаемся понять, что он имел в виду. Может, просто спросим?» — заметил профессор Михаил Гельфанд.

Однако спросить президента, зачем нужно возвращать школьное сочинение, вряд ли кто-то осмелится. Алексей Венедиктов обвинил учителей-словесников в том, что это они сказали президенту на литературном собрании в ноябре этого года о низком статусе литературы в школе. Однако кто конкретно предложил вернуть сочинение в итоговую аттестацию, остается загадкой. «Так там же писатели были. И учителей разных на это собрание пригласили», — пытался оправдаться учитель Волков, который на литературном собрании был и учителей-словесников представлял, но о сочинении ничего с трибуны президенту не говорил.

На самом деле предложение сделать литературу и историю, а также «основы духовного и патриотического воспитания» такими же обязательными предметами, как математика и русский язык, на президентском Совете по культуре и искусству в начале октября заявил глава Музея Михаила Шолохова, внук писателя Александр Шолохов.

«Возврат сочинения вызвал очень сложную реакцию. Понятно, что цель поручения президента — возродить интерес к литературе. Но надо помнить, что даже хорошая идея, если она технологически никак не отработана, может привести к тяжелым последствиям», — сказал председатель совета, директор школы №109 Евгений Ямбург.

Сергей Волков, на плечи которого легло задание разобраться в поручении президента и найти пути решения, подготовил доклад, опросив большое количество педагогов. Главным предложением, с которым выступил Волков, стало создание двух рабочих групп, которые могли бы внести свои предложения по внедрению сочинения, на основе которых можно будет выработать единое решение.

В качестве примера дискредитации поручения президента, которую необходимо избежать, Волков привел хитрую идею московского департамента образования, который уже с этого года ввел сочинение для десятиклассников. Школьники должны будут писать работу, используя список 100 книг, которые «рекомендованы к прочтению Путиным», однако на результаты ЕГЭ оценка за сочинение влиять никак не сможет.

По словам Волкова, сочинение нужно вводить не раньше 2015 года.

«Введение сочинения не повысит культурный уровень общества и не заставит подростков читать, а, наоборот, вызовет протесты со стороны и учителей, и родителей, и школьников.

Большинство выступает против идеи возвращении сочинения. Учителя начинают кричать благим матом, когда слышат слово «сочинение». Сейчас школьники сдают два обязательных экзамена — математику и русский язык. Если вводят сочинение, то на одного учителя-словесника приходится подготовка к двум экзаменам. А учителя других предметов готовят только к одному необязательному экзамену. Если взвалить на учителей два обязательных экзамена, то часть из них просто уволится», — говорит учитель.

Все эксперты согласны, что в последние годы своего существования сочинение потеряло всякий смысл из-за многочисленных сборников готовых сочинений.

«Сочинение умерло, потому что устарело морально, — говорит Волков. — Поэтому, если его возвращать, это нужно делать в новом виде. Сначала надо договориться о том, что имеется в виду под формулировками в поручении президента. Неясно, нужно ли вводить обязательный экзамен по литературе в итоговую аттестацию или сочинение может быть допуском к ней. Если это итоговая аттестация, то она может проводиться только в формате ЕГЭ, а значит, надо будет вносить изменения в законодательство. Если сочинение рассматривать как допуск до ЕГЭ, то это внутреннее дело школы, а значит, она не решит те меры, которые якобы призвано решить сочинение, — повысить интерес к чтению».

Также Волков предлагает определить, в каком жанре проводить сочинение.

«В формулировке президента столкнулись три жанра — устный экзамен, защита проекта и сочинение.

По-видимому, это сведенные в одну фразу предложения, которые поступали от разных участников процесса. Потому что о необходимости введения экзамена президенту говорили и писатели, и киноактеры, и режиссеры, каждый на свой лад. Мне кажется, эта формулировка дает нам свободу, и мы можем выбрать, в каком виде вводить сочинение», — отметил учитель.

Чтобы в адекватной форме выполнить поручение президента, Волков предлагает нетривиальное решение — перенести ЕГЭ по русскому языку в 9-й класс, в 10-м классе проводить обязательный внутришкольный устный экзамен по литературе, а в 11-м — писать итоговое сочинение по русскому языку и литературе, но не в том виде, в котором оно было раньше.

«Сначала нужно определить, что мы преподаем и для чего мы преподаем, а уже потом искать форму экзамена.

У нас же происходит все наоборот — содержание экзамена диктует характер учебной программы. Уже звучит опасение, что интерес государства к этому предмету означает перевод предмета на идеологическую основу, что позволит расставить правильные акценты и узнать, правильно ли думают ученики», — говорит Волков. Если принимать такое предложение, то придется пересматривать образовательную программу.

Второй выход — ничего не менять, поскольку сочинение, по сути, есть в части С ЕГЭ, и потому можно назвать экзамен по русскому языку «экзаменом по русскому языку и литературе». Правда, тогда цель возврата сочинения будет подменена — никакого интереса к чтению у школьников не появится. Хотя Волков сам согласен с тем, что введение сочинения никакого интереса к чтению не вызовет.

Слова, которые на совете так никто и не озвучил, но которые явно напрашивались: вернуть сочинение в итоговую аттестацию предложили люди, которые понятия не имеют, как школьники сдают нынешние экзамены, и которые не знают, что часть С в ЕГЭ как раз и представляет собой пресловутое сочинение — это несколько эссе на разные темы.

«Вспомним, как проходило сочинение раньше: 1 июня с 9.00 до 15.00 ко всем должно было прийти вдохновение. Это очень проблематично. В таком виде, в каком он был, сочинение возвращать нельзя, — считает директор санкт-петербургской гимназии №56 Майя Пильдес. — Нужно разговаривать об этом с педагогическим сообществом, чтобы подумать над тем, каким может быть экзамен».

Замминистра Наталья Третьяк отметила, что после того, как будет принято решение, каким образом внедрить сочинение в итоговую аттестацию, будет понятно, потребуется ли вносить какие-то изменения в законодательство.

К концу заседания в итоге было принято только одно решение — о создании двух рабочих групп, которые займутся проработкой того, каким образом можно ввести сочинение в итоговую аттестацию.

«Все изменения в экзаменах произойдут не раньше следующего учебного года.

Менять в течение учебного года правила было бы некорректно. Рабочие группы должны будут представить всю аргументацию за и против обоснованности введения сочинения до апреля», — заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

«Вы нас успокоили, что с этого года сочинение не вводится. С точки зрения разумности это правильно», — с облегчением вздохнул Евгений Ямбург. «С точки зрения разумности и со следующего года сочинение вводить нельзя, потому что это означает пересмотр всей программы старших классов», — добавил Алексей Венедиктов. «Я с вами согласен, но создание рабочих групп позволит вступить в диалог, может быть, даже с администрацией президента, это такие же люди. Если мы будем с ними вести диалог, объясним, что разумно, а что неразумно, то все будет нормально», — считает Ямбург.

Артур Скальский

© Российская газета

ОбразованиеРоссия

3438

23.12.2013, 15:04

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=121837

Bytes: 9147 / 9147

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Образование" (Россия)

Инсайд. Студенты-медики: барщина или оброк

Так уж повелось, что пару раз в году какой-нибудь депутат Госдумы обязательно бьёт кулаком по трибуне и заявляет, что пора наконец заставить неблагодарных студентов-бюджетников вернуть долг Родине и отработать несколько лет в каком-нибудь непривлекательном муниципальном заведении.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРасследованияРоссия

3926

14.05.2025

Блогнот. Дефицит школьных учителей угрожает технологическому суверенитету

Проблема дефицита школьных педагогов не уходит из федеральной повестки. Стремительно нарастающая нехватка учителей снижает общее качество абитуриентов, выпускников вузов и в свою очередь усиливает недостаток квалифицированных специалистов. Проблема перестала быть узкопрофессиональной.

Илья Гращенков

ОбразованиеОбществоРоссия

1944

10.05.2025

Блогнот. О пришкольных лагерях

Пока начальство бодро рапортует о планах на детский отдых при школах, одновременно, если прислушаться, можно расслышать стоны и хрип школьных директоров, на которых эти лагеря взвалили. Спору нет, дело это важное и нужное.

Иннокентий Кресик

ОбразованиеОбществоРоссия

2024

04.05.2025

Блогнот. Школа в кризисе: государству потребовались педагоги

Проблема дефицита школьных учителей по всей стране, похоже, все больше обостряется. В контексте того, что власти сегодня уделяют образованию и воспитанию особое внимание, вопрос неминуемо превращается в политический.

Илья Гращенков

ОбразованиеОбществоРоссия

2446

24.04.2025

Реформа платного образования в вузах России: государство снова повернуло не туда?

С 1 сентября 2026 года в российских государственных вузах начнётся очередная масштабная реформа платного образования, направленная на перераспределение коммерческих мест в пользу специальностей, признанных приоритетными для экономики.

Максим Бакулев

ОбразованиеОбществоОфициозРоссия

5091

12.04.2025

Инсайд. Отмены ЕГЭ не будет

2 апреля Дума отклонила законопроект об отмене ЕГЭ, внесённый летом прошлого года. Решение предсказуемое, о нём и писать не стоило, но есть один штрих, на который следует обратить внимание. Решающую роль в отрицательном решении Думы (как обычно) сыграл отзыв правительства.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

6053

08.04.2025

Инсайд. Высшее образование продлевает жизнь

Российские граждане, не получившие высшее образование, сталкиваются с существенно более низкой продолжительностью жизни по сравнению с теми, кто обладает дипломом.

Николай Головин

ОбразованиеЗдоровьеРоссия

2909

19.02.2025

Блогнот. Отменять надо ОГЭ, а не ЕГЭ

В системе государственной итоговой аттестации наиболее слабое звено вовсе не ЕГЭ (единый государственный экзамен по итогам 11 лет обучения), которое различные популисты на словах все время пытаются отметить, а ОГЭ – основной государственный экзамен по итогам 9-ти лет обучения в школе.

Андрей Шалимов

ОбразованиеРоссия

3490

15.01.2025

Инсайд. "Болонская система" приказала долго жить

Российские высшие учебные заведения (ВУЗы) перейдут на новую систему высшего образования с 1 сентября 2026 года, сообщает пресс-служба Минобрнауки. К этому времени министерство планирует подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты.

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

4353

10.01.2025

Инсайд. Учитель борется с ленью

Регулярно натыкаясь на мнение, что учителя можно безболезненно заменить телевизором или компьютером, я раз за разом задумываюсь, а какие, собственно, уникальные функции выполняет учитель в школе или преподаватель в университете (пост касается и тех, и других, пусть и с разными оттенками).

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

4332

27.12.2024

Инсайд. Колоссальная работа по исполнению НП «Образование». Где результаты?

Зампред Правительства Чернышенко и Министр просвещения Кравцов провели Всероссийское совещание для руководителей уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ в сфере образования.

Владимир Морозов

ОбразованиеРасследованияРоссия

15144

24.12.2024

Инсайд. Владимир Путин и оценки за поведение

Не пугайтесь, никто не собирается оценивать нашего дорогого президента и его поведение. Речь о школе. Во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин несказанно удивился, узнав, что в современных российских школах нет оценок за поведение.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

4867

12.12.2024

Лица Сибири

Лучкин Виктор

Кальк Вадим

Мироненко Елена

Васиченко Евгений

Тен Сергей

Масленникова Анна

Маценко Жанна

Наумов Николай

Астафьев Александр

Мизиренков Андрей