В смерти директора школы Кудоярова не нашлось виновных
Следственный комитет закрыл скандальное уголовное дело о гибели в столичном СИЗО «Пресня» директора московской школы № 1308 Андрея Кудоярова, которого обвиняли в коррупции. Его родственники и правозащитники считали, что Кудоярова нельзя было держать в тюрьме, он страдал гипертонией и жаловался на сердце и в итоге умер от инфаркта. Следователи решили, что в смерти педагога никто не виноват. Родственники Кудоярова пока не определились, как реагировать на прекращение дела.
Как сообщил «Известиям» адвокат семьи Андрея Кудоярова Владимир Козин, Следственный комитет Москвы вынес постановление о прекращении расследования уголовного дела о смерти директора школы, объяснив это отсутствием состава преступления в действиях тюремных медиков.
По факту гибели Кудоярова было возбуждено уголовное дело по ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности». Главными подозреваемыми были фельдшеры СИЗО «Пресня» Денис Крючков и Валентина Баннах, а также врачи скорой помощи Олег Таран и Алексей Трунов. Следователи считали, что они оказали Кудоярову некачественную медпомощь, в результате чего он скончался от сердечного приступа.
Специалисты Главного государственного центра судебно-медицинских криминалистических экспертиз пришли к выводу, что в СИЗО тюремные медики поставили Кудоярову неверный диагноз артериальная гипертензия, тогда как он был болен миокардитом. В итоге, когда у него случился инфаркт, фельдшер использовал для его спасения совсем другое лекарство, которое могло только ухудшить его состояние. Однако установить взаимосвязь между неверным диагнозом, лечением и смертью Кудоярова эксперты так и не смогли.
Следователи также выяснили, что тюремные медики и врачи скорой помощи, прибывшие на вызов, сделали все возможное для спасения больного. Таким образом, состава преступления в их действиях не было.
Родственники Андрея Кудоярова пока не решили, будут ли обжаловать это постановление. Они считают, что в его смерти были виновны не столько тюремные медики, сколько следователи и судьи, которые регулярно продлевали арест преподавателю.
— Мой подзащитный вообще не должен был находиться с таким диагнозом в СИЗО, и с ним нельзя было проводить никаких следственных действий, — объясняет «Известиям» адвокат Козин. — Но судебная машина устроена таким образом, что добиться справедливого и правомерного решения фактически не возможно.
Директор московской школы № 1308 Андрей Кудояров был задержан 19 мая 2011 года по обвинению в получении взятки в размере 260 тыс. рублей от бизнесмена Евгения Левина. За эти деньги директор якобы должен был зачислить сына Левина в подготовительную группу «Я расту» при школе. Следователи считали, что вымогательство денег с родителей в школе № 1308 было поставлено на поток. При школе был создан фонд «Друзья школы 1308», на счета которого с января 2008-го по июнь 2011 года от родителей поступила спонсорская помощь — 72 млн рублей.
Друзья, коллеги и родители школьников настаивали на невиновности директора. Они утверждали, что все средства из фонда шли на нужды школы.
Кудоярову предъявили обвинения в получении взятки, после чего он был арестован. Его адвокаты трижды просили суд освободить его под подписку о невыезде, объясняя это его ухудшившимся состоянием здоровья. Однако суд ходатайства адвокатов отклонял.
Незадолго до гибели Кудоярова прокуратура Москвы отказалась утверждать обвинительное заключение по его делу в связи с недоказанностью вины. Сам Кудояров об этом так и не узнал. Он умер 8 октября 2011 года в фельдшерском пункте СИЗО № 3 от обширного инфаркта миокарда. Уже после смерти Кудоярова его родственники настояли на продолжении расследования этого дела, чтобы доказать его невиновность.
Смерть директора школы вызвала широкий резонанс. Общественная наблюдательная комиссия, ранее занимавшаяся расследованием «дела Магнитского», провела свое собственное расследование. Его результаты были направлены тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, во ФСИН и Генпрокуратуру. По мнению правозащитников, в смерти 47-летнего педагога виноваты судья и следователь, добившиеся ареста Кудоярова, а также отсутствие в тюремной больнице квалифицированных врачей.
Между тем, по мнению правозащитника Валерия Борщева, гибель арестантов в СИЗО напрямую связана с низкой квалификацией врачей, работающих в системе ФСИН.
— Если бы среди тюремных медиков был кардиолог, то Кудояров мог бы получить более квалифицированную помощь до приезда «скорой», — объясняет «Известиям» Борщев.
По его словам, 90% смертей в СИЗО связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями.