Игра в президента
Еще не просохнут чернила на избирательных бюллетенях, как фактически начнется новая избирательная кампания - президентская. Несмотря на кажущуюся ясность с победителем, интриги в ней будет не меньше чем в думских выборах .
На днях Совет федерации должен официально назначить выборы. А еще неделю назад Борис Березовский объявил "реальной альтернативой Путину" Михаила Касьянова, за что, надо полагать, действующий премьер совсем не был ему благодарен. Правда, ветреный Борис Абрамович спустя несколько дней неожиданно заявил о том, что Касьянов - "не его кандидат", а своего он назовет только через десять дней.
Собственно, главный вопрос многосложной игры в президентский пул на политическом бильярдном столе - это проблема альтернативы, которая даже если и не окажется реальной в 2004 году, встанет во весь рост практически сразу после избрания "нового старого" главы государства. Вопрос альтернативы тесно сопряжен с проблемой преемничества и/или изменения конституционных основ, позволяющих ныне действующему президенту так или иначе остаться у кормила высшей власти и после 2008 года.
На сегодняшний день картина и с альтернативами, и с преемниками более чем тусклая. Текущая социология не дает шансов для реальной конкуренции с Владимиром Путиным никому. Ни исчерпывающему свой электоральный ресурс Геннадию Зюганову, рейтинг доверия которого, согласно данным ВЦИОМ-А, 15 процентов, а по исследованиям ФОМа, - 10 процентных пунктов. Ни Жириновскому, ни Лужкову, ни Явлинскому - уходящим натурам ельцинской эпохи, которые в новом политическом цикле вряд ли смогут играть прежние значимые роли. Отныне их удел, как теперь модно выражаться по другому поводу, - "партия четвертого лебедя".
Рейтинг доверия такой относительно новой фигуры, как Борис Грызлов, существенным образом поднялся сразу после начала преследования "оборотней". Что свидетельствует о широких возможностях политтехнологий в деле строительства свежих имиджей, пригодных к употреблению в президентской кампании. (Я имею в виду, разумеется, кампанию "преемническую" - 2008 года.) Сегодня уже никто не скажет, что невозможно раскрутить кандидата с фамилиями Иванов (-ы), Матвиенко, Миронов и так далее: умелое сочетание традиционного пиара с хорошо подобранными информационными поводами творит чудеса. Но это произойдет в том случае, если инерционное течение событий сохранит высокий рейтинг президента-2004.
Политиков, готовых проходить "альтернативную службу", мало - пример Ходорковского не самым лучшим образом стимулирует обнародование президентских амбиций. Даже если бы они были у того же Михаила Касьянова, его непростые отношения с руководством Генпрокуратуры, а также карающим орудием следствия, споуксвумен этого органа г-жой Вешняковой, не способствуют ведению открытой политической борьбы. К тому же более или менее сносный стартовый рейтинг Касьянова-премьера будет сильно отличаться от рейтинга Касьянова-частного лица. Да и нынешние показатели доверия к главе правительства медленно, но падают.
Есть в колоде альтернативных героев и Глазьев с Рогозиным, обнаружившие на этих выборах весьма специфическую харизму. Если еще двум политическим близнецам помочь административными методами, например, передать в доверительное управление Компартию с ее мощной "филиальной" и организационной сетью, кто-нибудь из них мог бы мобилизовать ультранационалистический и левый электорат.
Проблемы с альтернативным кандидатом существуют у демократических сил - причем как на ближайших, так и на последующих президентских выборах. Вполне очевидно, что в электоральную гонку-2004 включается Григорий Явлинский. Но скорее всего это будет его личный проект и объединенным демократическим кандидатом он не станет. Харизма же Анатолия Чубайса, которая мобилизующим образом действует на праволиберальный электорат, вряд ли окажет такое же воздействие на более широкие трудящиеся массы.
Еще один источник формирования альтернативы - крупный бизнес. Однако "заговор олигархов" в ситуации, когда они парализованы страхом перед прокуратурой, едва ли возможен.
У действующей власти обнаруживаются другие заботы. Во-первых, для нее принципиально важно, чтобы в 2004 году Владимир Путин победил в первом туре. Во-вторых, за сравнительно короткий срок ей предстоит сконструировать работо- и конкурентоспособную конструкцию преемничества-2008, что совсем не просто сделать.
Все остальное рисуется в совершеннейшем тумане. Потому что сценарий выборов-2008 полностью зависит от того, останется ли Россия в следующем цикле рыночной демократией или нет.