"Черные вдовы" делают российскую политику?
Взрыв в Ессентуках является «предвыборным» напоминанием о том, что проблема Чечни не исчезла. Информация о намерениях Шамиля Басаева устроить в канун выборов в Госдуму серию терактов в разных регионах России, похоже, начала подтверждаться.
По словам председателя думского комитета по безопасности Александра Гурова, сегодняшний взрыв в Ессентуках устроили «боевики чеченской оппозиции», которые хотят напомнить в преддверии выборов «о том, что они существуют, что они не подавлены, и пусть власть задумается над этим». Генпрокуратура пока такой версии не озвучила, но возбудила уголовное дело по статьям «терроризм» и «умышленное убийство».
По данным на 13.30 мск число погибших в ходе теракта в электропоезде N 6309 Кисловодск-Минводы составило 36 человек, еще как минимум 60 человек госпитализировано. Взрыв произошел в 7 ч. 42 мин. во втором вагоне поезда, приближавшегося к железнодорожной платформе Ессентуков. Мощность взрыва составила, по предварительной оценке, 10 кг в тротиловом эквиваленте. Существуют также лишь предварительные оценки того, каким образом и где могла быть заложена «адская машина»: в сидении вагона, под железнодорожным полотном или, наконец, ее пронес с собой террорист-самоубийца. В сообщениях СМИ говорится также о двух женщинах, которые якобы выпрыгнули из поезда перед взрывом. Последний вариант полностью бы соответствовал информации о группах «черных вдов», которых в ноябре начал рассылать по России Басаев. Такие группы уже устраивали взрывы на железнодорожных вокзалах на Северном Кавказе (в 1997 г., тогда ответственность за организацию терактов брал на себя Салман Радуев), а в июле этого года – на Тушинском аэродроме и на Тверской улице в Москве.
3 сентября этого года «сдвоенный» взрыв прогремел на этой же линии, Кисловодск-Минводы (адские машины были заложены под полотном дороги). Тогда СМИ начали писать о новой тактике террористов – взрывах в электричках. Сегодня эта тенденция подтвердилась. До сей поры мишенями становились вокзалы, жилые дома, рестораны, места массовых мероприятий, междугородние поезда, наконец, поезда метро. Кстати, взрыв в поезде метрополитена близ станции «Тульская» в июне 1996 г. некоторые СМИ также называли «предвыборным» (был канун выборов президента РФ), тем более что почти одновременно прогремели и взрывы в московских троллейбусах. Поскольку организаторы тех терактов так и не были найдены, эта версия так и не была ни подтверждена, ни опровергнута.
Взрывы в Москве и в других городах в августе-сентябре 1999 г. также прозвучали на фоне разворачивавшейся избирательной кампании. В связи с чем было немало заявлений по поводу того, что созданный таким образом «фактор страха» таинственные силы в спецслужбах, мол, использовали для политических изменений в стране. Эта версия оказалась неподтвержденной, более того, продолжение таких терактов сейчас не говорит в ее пользу. Ведь администрация Владимира Путина делает все, чтобы показать: страна постепенно решает наболевшие проблемы, в том числе проблему Чечни. В «мятежной» республике принята Конституция, прошли выборы президента, новоизбранный лидер республики Кадыров говорит о переговорах с «умеренными» боевиками и о постепенном выводе «избыточных» федеральных сил. Тем самым подтверждается правильность «генеральной линии» Кремля с конца 1999 г.: добить терроризм в его логове, а взамен воцарить мир, согласие и законность.
В этой обстановке сегодняшний теракт можно рассматривать как кровавый «черный» пиар против федеральной власти, стремление в буквальном смысле подорвать ее авторитет как источника мира и стабильности. Похоже, что сепаратисты хотят сказать всей России: за четыре года антитеррористической операции на Северном Кавказе основная цель Москвы не достигнута – сопротивление не сломлено, его лидеры способны организовать новые неожиданные вылазки даже вне территории Чечни. В канун выборов в Думу, когда общество так взвинчено политическими дебатами, такие вылазки (особенно если они, не дай Бог, продолжатся) особенно чувствительны.
Впрочем, для экстремистов важна реакция не только российского, но и западного общественного мнения. Конечно, с одной стороны, на взрыв в мирной «студенческой» электричке оно наверняка ответит выражением официального сочувствия и порицаниями террористам. С другой – усилятся разговоры о том, что Москва не контролирует и не будет контролировать ситуацию, что необходимы официальные переговоры с сепаратистами и т.д. Возможно, под влиянием терактов и разговоров о нестабильности России ухудшится и инвестиционная привлекательность страны, и без того начиная с лета оказавшаяся под некоторым вопросом. Что для Кремля совсем уж нежелательно. Впрочем, терроризм сейчас грозит и западным странам: точно так же как Шамиль Басаев в России, якобы Усама бен Ладен обещает устроить еще одно «11 сентября» и Америке, и Европе, и чуть ли не Японии. Поэтому вряд ли сейчас Запад будет сильно давить на Россию из-за нерешенности чеченской проблемы, скорее, для него трагедия в Ессентуках – повод усилить собственную безопасность.