«Система движется к застою»
На тезисы, изложенные в статье президента Медведева «Россия, вперед!», уже откликнулись Ходорковский и многие другие заметные персоны российской общественной жизни. Свое видение проблем и задач, стоящих перед страной, в интервью BFM.ru излагает экономист Александр Смирнов.
— Каково ваше впечатление от намерений президента и как вы оцениваете текущую ситуацию?
— За последние несколько лет это уже не первый «призыв» к политике развития, но все они не имели значимых результатов, и наша экономика по-прежнему носит переходной характер, сочетая худшие черты неразвитого капитализма и неизжитых пережитков административной экономики. Судя по ряду признаков, эта система постепенно эволюционирует к очередному застою, только в новом, «либеральном» издании, которое умудряется отрицать как необходимое новое, так и позитивное старое. Причина такой ситуации проста — интересы значительной части элит, стремящихся к консервации созданной модели, находятся в противоречии с интересами долгосрочного развития страны.
Этот процесс четко связан с так называемой управляемой демократией, лишающей власть обратной связи с обществом, а страну — притока новых свежих сил в политику. Вместо КПСС — новая партия «власти», альтернатива которой при текущем уровне «политического» регулирования практически невозможна. Как и раньше, мы продолжаем голосовать за «предлагаемых» нам кандидатов и т. д. Население пассивно, а прошедшие реформы не сильно изменили наш менталитет, дав только гражданские свободы.
Но отсутствие политической конкуренции одинаково опасно как для обладателей монополии, так и для страны в целом, а текущая экономическая политика не способна преодолеть ряд важнейших последствий прошлого, не создавая фундаментальных основ будущего. Сейчас население и мелкий и средний бизнес не могут в полной мере использовать национальные богатства страны, всеми наиболее значимыми ресурсами владеет крупный бизнес; всем по–прежнему распоряжается вездесущий чиновник.
В результате мы имеем пустующую, не освоенную территорию, не можем сформировать развитую финансовую систему, отсюда весь «букет» проблем — неразвитость экономики, отсталость регионов, бедность и низкая рождаемость.
Престиж основы общества — рабочих профессий крайне мал. Похоже, работать за нас будут китайцы, производя все больше вещей, которые мы потребляем, а также поток иммигрантов из Средней Азии. Все это дорога к постепенной национальной деградации.
Страна у критической черты
— Вы считаете, что страна находится уже у критической черты?
— Произошедшая авария на Саяно-Шушенской ГЭС, связанная с нарушением регламентов эксплуатации, неэффективностью надзорных органов, пренебрежением рисками ради прибыли, отсутствием ответственности — по всей видимости, носит «знаковый» характер, показывая всю глубину пропасти, в которую мы падаем. Авария на Чернобыльской АЭС накануне перестройки в 1986 году также имела «особый» характер. Другим «знаковым» событием стал финансовый кризис, показавший низкую устойчивость и слабую диверсификацию российской экономики.
— Но ведь кризис зародился на Западе, где тоже не все благополучно?
— Война ныне идет не на фронтах, она идет в идеологии, культуре и экономике. Как писал Дж. М. Кейнс «…идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром».
Основные «догматы» современной либеральной доктрины являются инструментом достижения определенных стратегических задач. Но следует понимать, что жесткая денежно-кредитная политика и минимизация госрасходов — четкий путь к отсталости, особенно для развивающихся стран, «невмешательство» государства — неограниченная свобода для монополий и крупного капитала, плоская шкала подоходного налога и налога на дивиденды — уступка «верхам», свобода движения капитала — выгода для международных спекулянтов и компрадорских элит.
Наши чиновники хотят сделать Россию частью мирового рынка, приобщить нас к ВТО. Международная специализация и интеграция разумна, но она не должна идти в ущерб национальным интересам страны, приносить не упадок, а, наоборот, развитие. Мы слишком легко допустили «сдачу» позиций отечественных производителей, уступив свои рынки импортной продукции. Запад уже давно успешно лоббирует среди наших чиновников интересы своих производителей, имеет в России свои СМИ, телевизионные каналы. Создается впечатление, что у нас по-прежнему отрабатывается «лицензия» на вход российских элит в мировое сообщество на условиях сырьевой специализации, одобренной США.
— А каков портрет консервативных элит России?
— Можно согласиться с президентом, что это «влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей», которые собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам.
Противники прогресса прекрасно понимают, что процессы экономического развития вызовут к жизни рост экономической активности, требовательности, самосознания народа, стимулируют развитие гражданского общества. Но самое главное – породят совсем другие элиты, что приведет к разрушению их монополии на власть, замену «управляемой» демократии на демократию «публичную».
России прописано кейнсианство
— И как в такой ситуации двигаться дальше?
— Можно идти двумя путями: затыкать дыры, топтаться на месте, как это фактически происходит с 2004 года, или хотя бы постепенно, но что-то менять принципиально.
Например, Рузвельту пришлось преодолевать огромное сопротивление олигархии, но он провел эти реформы, не используя никаких диктаторских методов. Путин в течение двух сроков почти в каждом своем послании «бичевал» пороки нашей экономики и ставил новые цели. Хотя и была выполнена важная задача сохранения и укрепления государства, пусть и не в лучшем формате; сбора налогов в бюджет, но принципиально у нас мало что изменилось. Программа до 2020 года на текущий момент является абсолютно невостребованной — и дело здесь совсем не в кризисе. «Мутная вода», не имеющая целевых ориентиров развития страны, национальной идеи и идеологии, а, следовательно, ответственности — исключительно выгодна консервативным элитам.
— Так что нам не хватает для развития?
— Центральная задача искусства управления — умение создавать правильную мотивацию. Наше государство должно научиться создавать мотивацию для всех сфер и слоев общества, и нет никаких сомнений, что тогда инновации польются, как из «рога изобилия». Но сейчас управленческая элита представляет совершенно замкнутую касту, лишенную конкуренции и заметного обновления, что хорошо видно на примере ряда министров, занимающих свои посты достаточно давно – и чья деятельность либо бездеятельность внесла вклад в отставание страны и потерю неиспользованных возможностей. Это же касается и ряда руководителей регионов. Но не будем забывать, что одним из факторов успеха реформ Рузвельта стал его «мозговой трест», включивший лучших ученых и практиков своего времени. Сможет ли Дмитрий Медведев создать его эффективный аналог?
Поэтому, во-первых, необходимо переориентировать чиновников с «кормления» за счет казнокрадства и коррупции к мотивации, основанной строго на их личном вкладе в развитие экономики, что возможно сделать только путем создания институтов госпланирования и персональной ответственности за исполнение планов.
Второй аспект — повышение уровня экономической свободы, улучшение инвестклимата. Население должно перейти от пассивности к экономической активности, что позволит гражданам начать нормально зарабатывать. И если не будет минимизирована коррупция, не снизятся высокие барьеры на вход в бизнес, не будут защищены права собственности — значимого успеха не достигнуть.
Необходимы стратегические программы развития тех отраслей, где с точки зрения международного разделения труда мы могли бы лидировать. Важнейшая задача власти не только формирование среднего класса, а формирование массового класса мелких собственников — владельцев земли, средств производства и недвижимости. Конечно, эти процессы будут идти эволюционно и, возможно, 30-50 лет нам хватит. Но имеем ли мы их? Поэтому здесь следует использовать более форсированные методы и создавать фермерскую, коттеджную Россию на манер модели США.
Третий аспект — обеспечение экономики адекватным развитием финансовой системы. Уровень монетизации экономики РФ невысок — около 40%, в развитых странах он составляет 80-100%, в Китае — около 150%. У нас есть регионы, где практически нет банков, денег, да и экономики, как таковой, поэтому необходимо развивать банковскую и финансовую инфраструктуру страны, увеличивать предложение денег и госрасходы адекватно экономическому росту, и не ставить препоны для развития небольших банков путем ввода ограничений на их уставной капитал в регионах.
Собственность является базисом экономической свободы, но ее структура у нас выступает тормозом для развития. Доступная массовая частная собственность способна решить задачу формирования начального капитала в регионах, создания «школы» предпринимательства, ликвидации бедности и роста рождаемости.
Деньги — главная движущая сила экономики, это не инструмент инфляции, а инструмент развития. Не нужно бояться дефицита бюджета, в США бюджет уже давно стабильно дефицитен, такая же картина в Китае. Доминирование догматов монетаризма в финансовой политике является основной причиной инфраструктурной отсталости.
Имеющаяся налоговая система является источником дополнительных издержек, теневой экономики и одним из главных тормозов развития. Каждый серьезный бизнес имеет многочисленные дочерние компании, а лучшие умы вместо того, чтобы думать о развитии бизнеса, думают о том, как платить меньше налогов.
Очевидно, что наша экономика и экономика развитых стран находится на разных стадиях развития, поэтому следует создать нормальные налоговые условия для развития промышленности, сельского хозяйства и инновационных отраслей, а уже затем пользоваться плодами ее развития — созданием рабочих мест и масштабными поступлениями в бюджет. Следует перенести тяжесть налогообложения из сферы создания продукта, чему способствует достаточно высокий НДС, в сферу потребления и внешнего сырьевого экспорта, компенсируя возможные выпадения другими налогами.
После того, как определенные «стабилизационные» фонды были созданы, нет ничего нелепее образования профицита бюджета с последующим замораживанием ресурсов. Будущим поколениям очень сложно передать какие-либо денежные фонды, т. к. их будет съедать глобальная инфляция, но можно передать электростанции, дороги, дома, здоровых людей и уверенность в будущем.
Что касается подоходного налога, то его низкий уровень для богатых слоев населения — не достижение, а проблема, лишающая страну механизмов финансирования развития и повышения внутреннего спроса.
Четвертый фактор — преодоление региональной и инфраструктурной отсталости, активного освоения территории страны. Уровень отставания страны от развитого мира катастрофичен и в некоторых регионах он измеряется многими десятилетиями. Нельзя дожидаться всеобщего развала — нужно размещать заказы на строительство дорог и поощрять частные инвестиции.
Разве это не странно, что в России, которая испытывает тотальный дефицит всего, что можно только себе представить, имеющей огромную неосвоенную территорию, может быть какой либо кризис?
Не хватает денег – говорит либеральный финансовый блок. А когда они будут? В СССР не было подобных проблем и деньги эмитировали, а люди работали. И ФРС обеспечивает предложение долларов в любом объеме, необходимом экономике США. И Китай проводит активную денежную политику, ориентируя экономику на развитие внутреннего спроса. При этом текущий кризис, ударивший главным образом по производству, делает нашу экономику еще более сырьевой, а активных мер по поддержке внутреннего спроса пока нет.
Поэтому следует перейти от консервативной либерально-монетарной доктрины к экономике развития — кейнсианству и допускать образование дефицита бюджета в определенных пределах. Дефицит на развитие — это не проедание, а кредитование будущего. Необходимо сократить неэффективные расходы на госаппарат и снизить стоимость неэффективных затрат, раздуваемых за счет откатов, но увеличить физический объем инфраструктурных расходов, обеспечивая в дальнейшем их постоянный рост, поскольку они дают огромный мультипликативный эффект.
Меры по активному освоению территории, инфраструктуры и жилья постепенно будут стимулировать внутренний спрос, переведут экономику и внутренний рынок на принципиальный новый уровень.
И наконец, пятый аспект, относительно ничего не предпринимающих «предпринимателей». Насколько адекватен вклад «капитанов» нашего бизнеса во внутреннее общественное развитие? В первую очередь власть должна найти способы конструктивного вовлечения крупного капитала страны в ее внутреннее развитие. Поощрение покупки внешних активов вымывает капитал из России в пользу третьих стран, приобретать надо не сырьевые, а высокотехнологичные предприятия и технологии, которых у нас нет (удачный пример — покупка Opel). Но нужно помнить, что в России избыточно «либеральные» методы часто не работают, не только в отношении чиновников, но и в отношении бизнес-элит. Тот же Петр I держал всех в «творческом напряжении». Хотя «железная рука» здесь совсем не обязательна. Можно вспомнить более современный пример, когда Пак Чжон Хи, президент Южной Кореи, вызывал своих бизнесменов «на ковер» и давал им четкие поручения: кто-то будет строить корабли, кто-то — заниматься электроникой, кто-то — строительством автомобилей. Такой «менеджмент» способствовал концентрации усилий крупного частного капитала и государства на развитии инновационных секторов и дал всем хорошо известные результаты. С учетом нашей исторической специфики возможно такая стратегия сработает.
10 тезисов Смирнова
— Каков должен быть каркас новой экономики?
— Считаю, что в стране должна быть создана система, которая обеспечивает эффективную мобилизацию всех ресурсов на ее поступательное общенациональное развитие, а не на обслуживание «частного» интереса избранных. Исходя из всего вышесказанного, можно предложить следующие шаги:
1. Повысить уровень эффективности государственного управления. Ввести государственную систему планирования, подобно применяемой в крупных частных корпорациях и той, которая существовала в СССР, и жесткий контроль за использованием бюджетных средств. Принять четкие планы развития страны, регионов, отраслей с указанием основных достигаемых показателей на 3, 5 лет; индикативные от 10 лет и более. Ввести жесткую персональную ответственность руководителей министерств, регионов и всех нижестоящих чиновников за исполнение этих показателей и уголовную ответственность за нарушение функций надзорных и контролирующих органов.
2. Принять программу развития сельского хозяйства, фермерства, частных хозяйств и освоения регионов страны. Передать/продать в кредит на льготных условиях пустующие и неосвоенные земли фермерам, безработным и всем желающим, часть земель передать Русской православной церкви. Принять программу льготного кредитования на цели развития фермерских и индивидуальных хозяйств, а также на переселение населения. Стимулировать миграцию русского населения из территорий бывших республик СССР (Украина, Казахстан), а также потомков русских эмигрантов из прочих стран. Поощрять развитие кооперации хозяйств, развитие инфраструктур сбора, обработки, транспортировки и сбыта урожая. Ввести адекватные нормы субсидирования сельхозпроизводителей, в том числе их расходов на развитие производства. Стимулировать массовое производство отечественной сельскохозяйственной техники.
4. Принять широкомасштабную программу развития дорожного строительства, инфраструктуры и жилищного строительства страны. Добиться снижения стоимости работ до адекватного уровня, увеличить реальный объем работ.
5. Принять программу развития банковской и финансовой инфраструктуры в регионах. Стимулировать развитие сети местных потребительских касс и мелких кредитных организаций в регионах. Принять программу развития банковских услуг на базе почтовых отделений.
6. Провести налоговую реформу. Перенести тяжесть налогообложения от производства к потреблению, от инновационного сектора к сырьевому. С целью улучшения инвестиционного климата снизить корпоративные налоги — НДС до уровня около 5-10%, налог на прибыль до 10-15% , снизить также величину ЕСН, а выпадающие доходы скомпенсировать на счет других налогов. Разрешить применение ускоренных норм амортизации оборудования и недвижимого имущества, ввести инвестиционные льготы на расходы, связанные с модернизацией производства и инвестициями. Повысить налогообложение физических лиц с высоким индивидуальным доходом от 5 тысяч долларов в месяц путем ввода прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на дивиденды — до 35% в максимуме. Ввести адекватные налоги на роскошь (дорогие автомобили, недвижимость, драгоценности и т. д.) и налог на все безналичные транзакции в размере долей процента от суммы.
7. Обеспечить доминирование национальной валюты в финансовой системе страны и ужесточить валютное законодательство, закрыть каналы нелегального перевода денег за границу. Ограничить внутреннее кредитование в валюте, кроме внешнеторговых проектов. Ввести ограничение на привлечение иностранных займов в валюте компаний и банков. Установить лимиты привлечения средств в валюте государственными компаниями. Обеспечить в будущем общий лимит привлечения банками и компаниями иностранных займов в размере не более от 30-40% от золотовалютных резервов (ЗВР) страны.
8. Повысить уровень монетизации российской экономики и путем развития финансовой системы обеспечить рост уровня монетизации в течение ближайших 5-7 лет с 40% до 80-100%, постепенно снизив ставку рефинансирования ЦБ до 5-7%. За счет развития внутреннего производства и степени насыщения денежными средствами добиться снижения уровня инфляции до уровня не более 5-7% в год.
9. Принять программу развития приоритетных направлений промышленного производства, поддержки и финансирования несырьевого экспорта. Ограничить рост внутренних издержек производства. Заморозить рост тарифов монополий, внутренних цен на сырье, повысить эффективность антимонопольного регулирования. Применить регулирование норм рентабельности в жилищном строительстве и прочих «сверхрентабельных» отраслях, предпринять меры по развитию в них конкуренции.
10. Принять программу развития малого бизнеса и предпринимательства. Предложить механизмы льготного кредитования малого и индивидуального бизнеса, программ «бизнес под ключ» с лимитами кредитования на образование начального капитала. Принять меры по развитию инфраструктуры для малого бизнеса – консалтинговых центров, бизнес-инкубаторов, недвижимости. Начать пропаганду развития предпринимательства. И, наконец, принять адекватную программу развития науки и образования, а не экспериментировать с непонятной и дезориентирующей системой экзаменов.
— Но ведь для этого потребуются и политические реформы?
Да, надо начать процесс формирования реальной демократической системы и гражданского общества. Обеспечить реальную конкуренцию на выборах, стимулировать развитие системы местного управления. Пока в России не будет реальной политической конкуренции, изменения в экономике маловероятны. На «блюдечке с голубой каемочкой» никто некому ничего не принесет. Но многие избиратели, у которых «все в порядке», в отличие от пенсионеров, не ходят на выборы, лишая себя возможности формировать будущее страны. Не нужно дожидаться пенсионного возраста, тогда уже будет поздно.