Примаков уступает Путину
Отказ лидера ОВР от президентских амбиций гарантирует и. о. президента победу в первом же туре выборов
Новый год стал самым настоящим сезоном политических подарков для премьер-министра Владимира Путина. Начался он с неожиданного для многих россиян сюрприза - добровольной отставки Бориса Ельцина, позволившей его преемнику стать несомненным и безоговорочным лидером предстоящей избирательной кампании. Затем региональные лидеры, буквально несколько недель назад входившие в число соперников пропутинского движения «Единство», один за другим начали публично присягать на верность новому хозяину Кремля. Вслед за ними в стан премьера потянулись главы некогда оппозиционных партий. Доселе аполитичные деятели культуры, такие как Константин Райкин или Владимир Машков, согласились войти в инициативную группу, выдвинувшую Владимира Путина кандидатом в президенты.
Даже пробуксовывание антитеррористической операции в Чечне, по милости фортуны, не сказывается на рейтинге Владимира Путина. Более того, болезненные удары, нанесенные чеченскими бандитами по федеральным войскам во время объявленного в связи с мусульманским праздником прекращения огня, косвенно подтвердили правильность взятой руководством страны линии на силовое решение проблем терроризма на Северном Кавказе. Все разговоры о возможных переговорах с лидерами чеченских сепаратистов сами собой смолкли после вылазок бандформирований в Шали и Аргуне.
Но сезон подарков этим не ограничился. Выдвижение кандидатуры лидера КПРФ Геннадия Зюганова кандидатом в президенты от «народно-патриотических сил» и притязания на место спикера Госдумы неудачника подмосковных выборов Геннадия Селезнева сделали бессмысленными разговоры о возможном создании широкой левоцентристской и антипутинской коалиции на основе объединения коммунистов с «Отечеством». Более того, лидер ОВР Евгений Примаков также вошел в когорту дарителей. Бывший всего полгода назад не менее популярным, чем нынешний и. о. президента, политик сделал своему более молодому коллеге по службе в разведке весьма ценный подарок, фактически расчистив ему прямую дорогу к победе уже в первом туре выборов. Некоторое время побыв в роли главного соперника и. о. президента, Евгений Примаков предпочел побороться за синицу в руке. И выдвинул свою кандидатуру на пост спикера Государственной думы. Тем самым 70-летний академик фактически дезавуировал сделанное перед парламентскими выборами заявление о намерении баллотироваться в президенты.
Конечно, едва ли можно считать, что Владимир Путин всерьез опасался конкуренции с лидером потерпевшего поражение на думских выборах и стремительно распадающегося блока. Тем не менее соперничество с Евгением Примаковым могло доставить нынешнему фавориту немало хлопот. В конце концов те, кто поставил бы на Евгения Максимовича, вступи он в президентскую схватку, едва ли вняли бы путинскому призыву не использовать компромат: a la guerre comme a la guerre. И неизвестно, какие бы пятна могли омрачить доселе белоснежный мундир нынешнего обитателя кремлевских палат.
Можно предположить, что заявления переходящих под знамена Владимира Путина его недавних оппонентов отражали результат закулисных торгов с Кремлем. Не случайно и лидер аграриев Михаил Лапшин, и глава Татарстана Минтимер Шаймиев сразу вслед за словами о поддержке президентских амбиций Путина заявляли о своем личном желании видеть на посту председателя Думы именно Примакова. Да и сам умудренный опытом и славящийся своей осторожностью лидер думской фракции ОВР, по многим признакам, был готов выдвинуть свою кандидатуру только в случае твердой уверенности в собственном избрании.
В то же время гарантированно утверждать, что выдвижение Евгения Примакова согласовано с Кремлем и является политическим разменом, платой за отказ от президентских амбиций, пока нет оснований. На сегодняшний день команда Владимира Путина пребывает в положении разборчивой невесты и тщательно взвешивает, кого из клянущихся в лояльности имеет смысл причислить к стану союзников. По словам в последнее время активно общающегося с журналистами лидера ЛДПР Владимира Жириновского, консультации по распределению думских портфелей идут трудно и, вероятно, продлятся еще "три мучительных дня". И лишь 18 января мы получим возможность узнать, как же с точки зрения нынешнего и. о. президента выглядит формула «предвыборного президентского консенсуса»: Путин + Примаков vs КПРФ, или Путин + коммунисты vs «Отечество».