Время обогащать. Украина ядерно кооперируется с Россией и Казахстаном
На минувшей неделе состоялось знаковое событие в области отечественной атомной энергетики: Украина и Россия договорились о совместном обогащении урана, который будет использоваться при производстве ядерного топлива для отечественных АЭС.
Это еще больше усугубит и без того монопольную зависимость украинской атомной отрасли от российских поставщиков. В то же время такой шаг является для Киева единственно возможным способом получить доступ к важнейшей части цепочки ядерно-топливного цикла.
«Ядерные» договоренности были достигнуты во время последнего визита Юлии Тимошенко в Москву. «Две страны открывают совершенно новую страницу в истории конструктивных отношений: мы условились о совместном обогащении урана. Это говорит о том, что наше сотрудничество в сфере атомной энергетики носит уникальный характер», — заявила премьер после встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Уникальное сотрудничество будет осуществляться на базе Межгосударственного центра по обогащению урана (МЦОУ, Ангарск, РФ). Оно было основано Россией и Казахстаном в начале 2007 г. на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Ангарский электролизный химический комбинат» (АЭХК), которое специализируется на производстве и обогащении урана. Причина его создания — ограничение распространения технологий по обогащению урана, которые, помимо развития атомной энергетики, дают возможность производить ядерное оружие. Тогда Москва предложила организовывать МЦОУ в странах, обладающих ядерными технологиями (России, Франции, США, Великобритании), и на их базе оказывать услуги государствам, не обладающим технологией обогащения, но желающих развивать собственную атомную энергетику (Иран, Северная Корея, Украина). Не рекламируемая, но основная часть идеи заключалась в открывавшейся для Москвы возможности зарабатывать сотни миллионов долларов на предоставлении услуг по обогащению урана для нужд изготовления топлива (порошки, таблетки, тепловыделяющие сборки).
Проект соглашения о корпоративном участии Украины в создании МЦОУ был передан Киеву еще осенью прошлого года. Но до сегодняшнего дня его содержание так и не было обнародовано. Хотя вряд ли предложили большую долю, нежели имеет Казахстан (10%). Ведь пай каждого участника напрямую зависит от уровня финансирования (общий объем капвложений в МЦОУ составляет как минимум около $2,5 млрд), а у Украины на развитие атомной отрасли денег никогда не хватало.
Для присоединения к МЦОУ Киеву предстоит пройти еще два этапа. Во-первых, заключить межправительственное соглашение, в котором будут определены права и обязательства стран-участников центра. Во-вторых, стать корпоративным участником МЦОУ посредством выкупа доли акций в международном СП. Однако акционерное участие той или иной страны в МЦОУ возможно только через уполномоченную организацию (в случае с Россией и Казахстаном это ОАО «Техснабэкспорт» и АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» соответственно). Де-факто это означает, что участниками этого проекта с украинской стороны могут быть только корпоратизированные предприятия. А на сегодняшний день подобных организаций у нас в атомной промышленности нет.
В принципе решить эту проблему достаточно просто: после внесения изменений в законодательство принимается решение о корпоратизации того или иного предприятия отрасли (по данным «ДС», в Киеве до сих пор не решено, какая организация будет представлять нашу страну в этом проекте), впоследствии его акции выкупаются Фондом госимущества и передаются в управление ГК «Ядерное топливо Украины». Но в Украине эта процедура может иметь весьма скорбные последствия. Имеется достаточно примеров, когда сразу после акционирования стратегического предприятия мизерная доля его акций попадала в руки частному собственнику, который и становился главным распорядителем судьбы предприятия. Так, в 1998 г. правительство корпоратизировало Днестровскую ГАЭС «с целью привлечения инвестиций для завершения строительства станции». В результате акционирования у государства осталось 98,88%, а остальной пакет был распределен между многочисленными идеологами этой идеи. Одним из обладателей крохотного пакета стал экс-глава Минтопэнерго Алексей Шеберстов. И теперь он на правах акционера успешно оспаривает решение государства ликвидировать ОАО «Днестровская ГАЭС», предполагающее передачу его имущества в организацию со стопроцентным государственным капиталом.
Тем не менее тот факт, что Украина наконец решила присоединяться к МЦОУ, говорит о том, что отечественный атомпром все-таки получит важнейшую часть цепочки ядерно-топливного цикла — обогащение. Вполне возможно, что это также позволит интенсифицировать работу по налаживанию еще одной важной составляющей этого цикла — циркониевой. Для реализации этого проекта в 2001 г. на паритетной основе было создано ЗАО «Украинско-казахстанско-российское совместное предприятие по производству ядерного топлива». Предполагалось, что казахи будут производить топливные таблетки, украинцы — поставлять циркониевый прокат и комплектующие для ТВЭЛ, а русские — обогащать уран и осуществлять окончательную сборку ТВЭЛов. Но до сих пор наша страна выпускала циркониевые трубы для ТВЭЛов только экспериментальными партиями. Притом что технология изготовления ядерно-чистого циркония с месторождения Вольногорского ГМК (Днепропетровская обл.) практически не имеет аналогов в СНГ и может вывести Украину в лидеры на территории бывшего Союза.
Пожалуй, единственным существенным минусом присоединения Украины к ангарскому МЦОУ является то, что тем самым Киев усугубляет и без того значительную привязанность отечественного атомпрома к Москве. Хотя у нас на сегодняшний день просто нет другого выхода. В 1994 г. Украина подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, тем самым отказавшись от развертывания технологий по обогащению урана. К тому же российское МЦОУ — пока единственное объединение в мире, предоставляющее нашей стране возможность быть пассивным участником технологии обогащения. Правда, интеграция Украины в МЦОУ не исключает возможности вступления в международный банк ядерных материалов, который в будущем планирует создать США (он также будет представлять технологии по обогащению). А в еще более отдаленной перспективе Киев вполне может рассмотреть вариант самостоятельного освоения технологий обогащения урана третьего поколения (под контролем МАГАТЭ). Этот метод позволяет производить низкообогащенный уран при помощи лазера, но при этом не дает возможности добывать высокообогащенные продукты. Такой способ укладывается в рамки Договора о нераспространении ядерного оружия, но пока в мире не существует коммерческой установки для лазерного обогащения.