Планы на наших детей
У нас президентом стал человек, которому никто в ходе предвыборной кампании так и не задал вопрос: почему он не служил в армии? И почему мы должны верить, что он будет на сей раз служить своей стране по-настоящему?
В Красноярском крае, в Зеленогорске только что похоронили очередного повесившегося солдата. И встречным курсом с грузом-200 уходил новый призыв. Вернутся не все. Это ощущение - понятное, простое и тяжелое, как солдатский сапог: эти ребята призваны на год, и они встретятся в казармах с теми, кому служить два и полтора года. Все это уже было - в СССР, когда срок срочной службы был снижен до двух лет. И эта спровоцированная нынешним государством вспышка неуставных отношений - надолго. Период полураспада скотства - не год и не два. По цепочке опыт унижений будет передаваться и тогда, когда в казармах останутся только одногодичники.
Одновременно тем, у кого подрастают сыновья, российские власти дают понять всеми своими последними инициативами в области армейской реформы и призыва: мы растим потенциальных уголовников. Законных оснований избегать службы все меньше, и все идет к тому, чтобы юноши, не имеющие права на отсрочку, уходили в армию по доброй воле и совести. В противном случае их упекут в тюрьму. Все обставляется так, чтобы наши дети стали преступниками, не совершив преступлений.
Мне не нравится такое отношение государства к моим сыновьям. Они или должны стать конформистами и отправиться в армию. Или стать бунтарями и оказаться в тюрьме. Мне не нравится этот выбор. Нельзя ли сделать так, чтобы мы не выбирали из двух зол?
Дмитрий Медведев - из того же поколения, что я. На два года старше, родился 14 сентября 1965-го. Когда только он появился на горизонте в качестве преемника, это почти что обрадовало меня и моих друзей-ровесников: получалось, что власть переходит к тому, кто слушал ту же музыку, что мы, читал те же книги, дышал тем же воздухом. Но после изучения его биографии остался неприятный осадок: он, оказывается, вовсе не наш. В его послужном списке отсутствует служба в рядах Советской армии. А у нас у всех такая строка есть.
Тут такая штука, Медведеву, в прошлом - куратору российской демографии, наверняка известная. Наше с ним поколение - это дети детей войны. С 65-го до начала 70-х. Демографическая яма. Поэтому нас гребли в войска всех. Студентов в том числе. После 1-го курса, 2-го, летом и осенью, не давая даже сдать сессию. Все мы - говорю о своем круге - ушли служить. «Косить» было не принято, все ушли солдатами, пусть мы, многие из нас, уже учились на военных кафедрах.
Уточню: я вовсе не считаю, что госслужащие высокого ранга должны обязательно отслужить в войсках, как это предлагают некоторые коллеги Медведева по высоким и не очень государственным постам. Я всегда полагал, опираясь на собственный опыт, что два армейских года - это пустое, потерянное для жизни время. Мне еще повезло. Для многих служба стала годами унижений, многих просто покалечила, были и такие, кто не вернулся. И такие, кто лучше б не возвращался, - университеты бросили, наделали глупостей. Запили, пропали.
Медведев в армии не служил. Вот мой друг и одноклассник Аркадий Брызгалин, 1966 года рождения, тоже юрист, тоже добился очень многого. Сам. Не друзьям благодаря. В российском деловом мире его и его компанию в Екатеринбурге хорошо знают. И он оттянул солдатскую лямку, как все. Кстати, на юрфаки тогда не брали тех, кто не отслужил в армии. Я ни на что не намекаю, надеюсь, Медведев все-таки поступил на юрфак законно, ну, какие-нибудь льготы, вероятно, были.
Если Медведев не смог пойти на службу по болезни, надо обнародовать, чем он болеет. Надо было - еще перед выборами. Чтобы публика рассудила, сможет ли он с такой болезнью служить президентом. Такая работа, конечно, приятней солдатчины, но и она ведь не из простых. Думаю, это не очень легко - быть Главнокомандующим, не имея понятия о том, каково в окопах и казармах 18-летним пацанам и что это за народ - генералы.
Вот сейчас в США госпожу Клинтон, желающую стать президентом, чуть не затравили, обвинив во лжи. Она в своей книге описала, что, прилетев в Боснию в 1996 году, бежала по аэродрому под обстрелом. Репортеры нашли кадры этого эпизода: Хиллари довольно спокойно шагает по летному полю, здороваясь с военными. Ну и что? Претендентша на президентство парировала: девичья память, да и вообще человеку свойственно ошибаться, а ничто человеческое ей не чуждо. А в литературе допустимо некоторое сгущение красок.
У нас президентом стал человек, которому никто в ходе предвыборной кампании так и не задал вопрос: почему он не служил в армии? И почему мы должны верить, что он будет на сей раз служить своей стране по-настоящему?
Из рассказов о Медведеве, которыми перед выборами полнились телеэкран и газеты, выяснялось, что он и штангу тягает, и вообще выносливый парень. А в моей батарее служил парень из Челябинска с недержанием мочи. Его призвали после первого курса, наплевав на диагноз. Служили язвенники. Шизофреники… Впрочем, понимаю: мои деструктивные воспоминания ни к чему. Поэтому предлагаю перейти к содержательной части.
Если Медведев - это всерьез и надолго, то как Главнокомандующий в 2010 году он подпишет приказ, по которому призовут в армию моего старшего сына. Его, сына, поколение – это внуки детей войны. Их снова мало, этих пацанов. И генералы вновь на каждого из них выстроили планы, отменяют военные кафедры, отсрочки, брони, продляют призыв, ужесточают контроль над перемещениями «своего» контингента. И т.д.
Сами генералы не способны соотнести свои аппетиты с реальностью. Им может подсказать лишь Главнокомандующий. Путин в начале своего президентства обещал профессиональную армию как раз к 2010-му году. Но потом об этом больше не вспоминал. Видимо, приоритеты поменялись. Мы в кольце врагов.
На Медведева тоже надежд немного. Он уже несколько раз сообщал стране, что в ней начался бум рождаемости. Не нужно быть специалистом в демографии, чтобы понимать: этот беби-бум - лишь следствие того факта, что в 80-х годах прошлого века население России активно размножалось. Вот родившиеся тогда девочки и начали давать потомство - с приходом к власти уважаемого В.В. Путина, с 2000 года, и рожают до сих пор. А впереди, после сегодняшнего всплеска рождаемости, - вновь яма. Входить в нее начнем с 2013 года. Это понятно: в 90-е население России бросило размножаться. Главная причина была проста: это наше поколение тогда должно было размножаться. А нас, да, мало. В детородном возрасте тогда была небольшая когорта женщин, и вновь, с 2013-го, будет небольшая.
Конечно, я рисую все очень упрощенно, и все же делаю это. Поскольку хочу подойти к главной мысли аргументированно. У нас так и будет в стране, что каждые 20 лет мы будем выбивать из жизни, калечить армией все наросшее мужское население?
Мне абсолютно не ясны резоны решения об одном годе службы срочников. За год в современной армии, при нынешней сложности техники, они ничего не поймут, не успеют. Из личного опыта знаю: солдатом становятся только на втором году службы. А если учесть срок принятия решения, резоны его тем более необъяснимы: благодаря второму эху Великой Отечественной мальчиков призывного возраста сегодня просто не хватает. И именно сейчас армия вдруг из двухгодичной переходит на годичный призыв…
Вот в не столь давнем интервью германскому еженедельнику «Штерн» Медведев сказал: «Наша цель - до 2025 года стабилизировать численность населения на уровне 145-150 миллионов человек». В Сети есть счетчик населения Россия, фиксирующий в режиме реального времени численность граждан России. Все наглядно, только циферки подрагивают и бегут. Сейчас нас около 141, 9 млн. Каждую 20-ю секунду рождается один человек, каждые 15 секунд один человек умирает. Заходя в Интернет, глянешь на этот счетчик, через час-другой, выходя из Сети, обнаруживаешь, насколько нас стало меньше. Россия вымирает. Какие бы прогнозы численности россиян в обозримом будущем мы ни рассматривали, все демографы называют числа, которые значительно меньше тех, о которых говорил Медведев. Вероятно, политики и должны быть в некоторой мере мечтателями, а ученые должны придерживаться сухих фактов. Однако уж слишком большой разрыв получается - в десятки миллионов душ.
К фантастическому кремлевскому оптимизму не было бы претензий, однако загвоздка в том, что, игнорируя реальную картину депопуляции страны, строятся планы и пишутся бюджеты. Планируется, сколько душ сожрет армейский молох. Еще более утопичным представляется путь для достижения недостижимых 145 млн населения - «реализация нацпроектов». Медведев сообщает немецким журналистам: «Мы помогаем родителям оплачивать пребывание детей в детских садах». Об этом, действительно, много говорили: дескать, часть оплаты родителями детсадов государство будет компенсировать. Наверное, где-то есть такие родители.
Так вот, может, у тех, кому сейчас государство помогает, оно и будет сыновей в свою армию забирать? У меня младший сын ходит в детсад. Для того чтобы он попал туда, я дал очень немаленькую взятку. Иначе - никак. Это возведено в правило. От 10 до 40 тысяч рублей - вступительный взнос. Да, в начале еще 2007 года мою семью заставили завести сберкнижку, на которую обещали перечислять компенсацию за ежемесячную плату. В этой затее я изначально сомневался, так и вышло: ни копейки.
Общество ждет плодов армейской реформы уже много лет. Оно могло бы и еще подождать, если б в армию шли не только дети бедноты, наши дети, но и дети министров и депутатов. У Медведева ведь тоже сын подрастает. Он пойдет служить?
А коли так, почему для остальных, людей второго и третьего сорта, не ввести официальную финансовую повинность - для тех, кто подлежит призыву, но служить не желает? Вранье, что общество к ней не готово. Готово. И в таких суммах, чтобы укомплектовать контрактную армию, - на взятки уходит больше. Понятно: чиновники, военкоматы, медики не хотят лишаться кормушки. Но почему Кремль заинтересован в криминальном поведении граждан, почему он их подталкивает к тому, чтобы они становились преступниками?
В Сибири из-за сокращения населения исчезают деревни, поля зарастают бурьяном, как чащобой. Площади вновь никем не занятых земель измеряются десятками миллионов гектаров. Иллюзий относительно их будущего все меньше. В Китае депопуляции нет. И не ожидается. Судя по тому, что молодежь гонят в армию, Кремль планирует воевать, а не осваивать эти земли.
Нас мало. И детей наших мало. Кому, как не детям детей войны, объяснить, наконец, генералам, что люди рождаются не для армейской службы? Если б Медведев служил, он бы меня понял.
Алексей Тарасов
наш. соб. корр., Красноярск