Российская Дума не будет менять закон о митингах
Законопроект, ограничивающий проведение массовых мероприятий накануне и после выборов, окончательно отозван из российской Госдумы.
Первый вариант проекта закона, вносящего изменения в действующий федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", был отозван 19 января. В нем допускалась возможность запрета массовых публичных мероприятий за две недели до выборов и спустя две недели после голосования.
Вторая редакция была внесена в Думу 22 января теми же депутатами - уже без упомянутого запрета, вызвавшего бурную реакцию со стороны правозащитников и оппозиции.
По словам члена фракции "Единая Россия" Владимира Семаго, авторы законопроекта не согласны с его "постоянным выхолащиванием".
"В ближайшее время, скорее всего, никаких новых редакций больше вносить не будем", - заявил в среду Семаго.
Скандальный проект
Первоначально поправки в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" были внесены в Госдуму 19 января. Их инициаторами стали представители всех влиятельных партий и фракций нынешнего парламента, кроме коммунистов. На документе стояли подписи депутатов "Единой России", ЛДПР, фракции "Родина" и отколовшейся от нее одноименной партии.
Депутаты предлагали дополнить закон о митингах рядом нововведений, с помощью которых власти могли фактически любые уличные акции объявить вне закона.
Главным нововведением могла стать норма о запрете органами власти уже разрешенных массовых мероприятий, чего действующий закон не предусматривает.
Как говорилось в проекте, "при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, которые могут быть совершены в ходе публичного мероприятия и повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина", мероприятие может быть отменено "не позднее дня, предшествующего его проведению".
Депутаты хотели также запретить организовывать публичные мероприятия "лицам и партиям, которым прокуратура вынесла предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности". Причем этот запрет, по предложению авторов поправок, будет действовать в течение полугода со дня вынесения предупреждения.
"Забота об обществе"
Авторы объяснили необходимость принятие поправок заботой об обществе, которое надо "оградить от невольного вовлечения в акции протеста". "Если люди что-то хотят донести до общества - пусть снимут зал, пригласят прессу, а не перегораживают улицы и бьют стекла", - объяснял один из авторов законопроекта.
Однако многие правозащитники и представители оппозиции расценили этот шаг как ущемление свобод. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала предлагаемый законопроект попыткой наступления на гражданское общество в России.
Глава комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества Мария Слободская назвала поправки "реальным наступлением на гражданские права и гражданское общество"
Известный адвокат и председатель комиссии палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена сказал, что тезисы этого документа "настораживают".
"Недопустимо пытаться каким-то образом урезать те гарантии, которые даются Конституцией", - говорит Кучерена. Юрист добавил, что содержание закона его лично как гражданина России не удовлетворяет.
Некоторые наблюдатели предполагают, что документ был инициирован кремлевской администрацией, чтобы прощупать общественное мнение перед парламентскими и президентскими выборами 2007-2008 годов.