Елена Дьякова

© Новая газета

Страна Россия

2221

23.08.2006, 10:07

Заколдованный круг чтения

России необходима Национальная программа развития чтения: школьники с трудом читают учебник физики.

«Круглый стол» Российского книжного союза был спокоен и конструктивен. Но тема - в стиле SOS: «Россия без книг: вызовы XXI века». Число людей, постоянно читающих книги, снижается в РФ на 1% в год. Число людей, никогда не читающих книг, растет на 2% в год. 90% книг, выходящих в России, не попадает в библиотеки. В первую очередь это относится к книгам «специальным» и качественным.

«Круглый стол» открыли социологи Ирина Палилова («Левада-центр») и Валерия Стельмах (фонд «Пушкинская библиотека»). В 2005 году к «постоянно читающим» причислили себя 23% респондентов. Читают от случая к случаю 40%. Никогда не читают книг 37% граждан России. (А из прежних публикаций «Левада-центра», из работ Бориса Дубина и Льва Гудкова по социологии чтения в России мы знаем: в 2003 г. «активно читающих» в России было 26%. Не читающих вовсе - 34%. В 1995 г. в России было 10% семейных библиотек «от 500 томов и выше». В 2005 г. таких семейных библиотек осталось 4%.)

Но четвертая часть страны еще читает. Что же именно? Из 23% «книжников» 24% предпочитают женский детектив, 18% - «русские триллеры». Современную отечественную прозу выбирают 5%, переводную - 4%.

Еще цифра (возможно, самая грустная): из 23% читающих лишь 20% обращаются к книгам по специальности. При пересчете «на всех»: технические, медицинские, юридические и др. новинки в России нужны 4,5% населения.

Хотя живем вроде как в эпоху системной модернизации всего и вся.

Цифры говорят: «Россия в апгрейде» есть. Только она очень маленькая.

И разница потенциалов «России в апгрейде» и «России в обвале» растет.

В библиотеки сегодня ходят 20% населения России. (В Москве - 11%.) 40% их «советских» книжных фондов совсем не пользуется спросом. Зато 90% выходящих сегодня в России книг не попадает в государственные библиотеки.

И чему удивляться? В стране 130 тысяч библиотек. Тиражи качественных книг от 1 тыс. до 5 тыс. экз. «Специальных» - от 200 до 2000. Уже в 2001 г. 35% новинок имели тираж до 500 экз. И лишь 2,3% - тираж свыше 50 тыс. экз.

Эта тенденция еще в силе. Она меняет саму структуру сознания нации.

В 1960 - 1980-х хорошо действовал Межбиблиотечный абонемент - МБА. Аспирант тратил на выписку научной периодики по МБА 1,5% стипендии. Сейчас пересылка книги по МБА обходится дороже, чем ее покупка.

Уже не важно: отсутствие спроса на качественную книгу убило предложение или отсутствие предложения убило спрос? Наверное, в 1992-2006 гг. мы прошли обе стадии.

Сейчас важнее другое: как исправить ситуацию?

В Москве и Петербурге картина «книжного мира» сильно улучшилась по сравнению с 1990-ми. По числу названий новоизданных книг Россия вышла на четвертое место на планете (после Великобритании, США, Китая). Совокупное число книг, изданных в России в 2005 году, - 95,5 тыс.

Магазины «внутри Садового кольца» и Рунет-2005 радуют. Нужен «Китай управляемый. Старый добрый менеджмент» В.В. Малявина? Есть. Только книга крупнейшего китаеведа о конфуцианской основе экономического чуда вышла тиражом 1000 экз. Нужна редкость - «Жизнь Божией Матери в видениях Анны Катарины Эммерик»? И она есть.

«Эйдосы» книг создаются. Но витают далеко от почвы.

И от привычного, уже почти естественного для нас сужения тиражей «в точку» мы не замечаем, что вне Москвы исчезает и «черный хлеб» знания.

Уже в губернском городе С. на великой реке В. в книжных скучно, как при Брежневе в мясном. (Зимой 2006-го спрашивала «Архипелаг ГУЛАГ» и сказки Киплинга. Нет их в «миллионнике».)

А 60% сограждан живут в городах с населением меньше 100 тысяч и на селе. Туда сеть книжной дистрибьюции не протянута вовсе. Налоговые льготы на пересылку издателями книг есть в Германии и во Франции. На «одной шестой» - нет.

Евгений Кузьмин, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, рассказывал на «круглом столе» РКС об акции «Открытой России», создавшей 60 модульных библиотек на селе. Каждая из них (помимо ремонта и интернета) получила новый книжный фонд. 2000 томов.

Посещаемость сельской библиотеки под Торжком, получившей все эти блага, выросла в 25 раз. Туда приезжали не только из соседних сел, но из Торжка и Твери.

Предложение качественной книги возродило спрос на нее в масштабе уезда.

Программа «Открытой России» прервана. Аналогов нет.

Проблема чтения, проблема тиражей, проблема распада «информационного поля» в стране системна, как кубик Рубика. В ней много аспектов. Но все жестко увязаны. На «круглом столе» педагоги говорили: старшеклассники стали не только хуже читать, но и хуже понимать прочитанное. В том числе - учебники физики, химии, математики.

Виктория Шмидт (Институт коррекционной педагогики РАО) возразила коллегам: в Москве есть лаборатория, занятая этой бедой. Есть методики. Они опубликованы.

Но ведь при мизерных тиражах информационное поле страны распадается!

Вот упразднен журнал «Детская литература». Он имел тираж 80 тыс. экз. Из них 60 тыс. автоматически поступали во все школьные библиотеки СССР. Новинки педагогики там аннотировались.

Нет журнала с 2000 года. На нем сэкономили. Идеи не доходят до учителей при тиражах «спецлитературы» в 500 экз.

Но если методики не востребованы, зачем же лаборатория? Завтра сэкономят на ней?

С 1992 года мы привыкаем к такому образу державной мысли. Вот и зреют его плоды.

Последствия «плохого понимания учебников физики» обсуждать нужно?

Еще одна тема «круглого стола»: сужается «круг чтения» - падает грамотность. Падает грамотность - падает конкурентоспособность страны. В начале 1990-х, когда в Россию пришли международные «тесты грамотности», мы были в первой десятке.

Сейчас - в четвертой.

Британия, Германия, Франция, США достигли «поголовной грамотности населения» на полвека раньше России. И сама «конкурентоспособность» их объясняется качеством населения.

Тем не менее Франция, Германия, Великобритания, Италия, США приняли в 1990-х «Национальные программы развития чтения». России такая программа еще нужнее.

Есть много конкретных методик. «Социальная реклама» чтения. Региональные стандарты наполнения «малых» и школьных библиотек. Целевые «библиотечные» тиражи, оплаченные государством или меценатами. Возрождение книготорговых сетей в провинции. Льготы издателям (хотя бы таким, как «РОССПЭН», «НЛО») на пересылку книг по России. Отчисление денег из платы за учебу на пополнение вузовских библиотек, как это делают в США. (Год учебы в Принстоне стоит семье студента 33 тыс. долларов. Но семья получает отчет: на что истрачены деньги. 8 тыс. долларов из 33 идут в пользу библиотеки Принстона.)

А есть «мировые практики» ангельски простые. В университетских городках США родители младшеклассников по очереди приходят в класс, где учатся их дети. Приходят, чтобы прочесть всему классу вслух любимую книжку своего детства.

Какая легкая, радостная и мудрая «общественная работа»! Готовая идея народного движения.

К «Национальной программе развития чтения» «Новая газета» еще вернется.

Елена Дьякова

© Новая газета

Страна Россия

2221

23.08.2006, 10:07

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=32132

bytes: 6952 / 6952

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Лица Сибири

Миль Михаил

Курбайлов Магомед

Ни Георгий

Виноградов Борис

Степанов Александр

Зюганов Геннадий

Альмухамедов Алексей

Зимин Максим

Боровский Виктор

Юрасова Татьяна