Новый порядок как конец света
У нас в институте кончился свет. Мучительно, с судорогами. Дело в том, что с целью борьбы с коррупцией и экономии каждой бюджетной копейки теперь академические учреждения заключают договор с коммунальными службами исключительно через Казначейство.
И вот идет наш плановик в Казначейство и говорит: «Имеем намерение заплатить за электричество за очередной квартал». А там молодая дама, проникнутая чувством государственной важности, отвечает: «В вашем стандартном договоре необходимо убрать вот такую-то строку, потому что там по-старому описана система расчетов при переплате или недоплате. Что может послужить поводом для нехороших манипуляций с бюджетной копейкой. Вот у нас на этот счет циркуляр номер такой-то, ознакомьтесь».
— Хорошо – отвечает смиренный плановик и идет в Мосэнерго — Вот, сказали, строка не та.
— У-у, как у вас все запущено! – говорят в Мосэнерго. – Надо новый договор заключать.
— Хорошо – говорит плановик и опять обращается в Казначейство. – Сказали, надо новый договор…
— Ну так заключайте. Правильным курсом идете, товарищ.
Опять в Мсэнерго. Мол, давай заключать.
— А как же мы будем заключать, если вы еще по старому не заплатили? Вы заплатите сначала, а то потом ведь хрен с вас взыщешь.
Опять в Казначейство.
— Нет, платить нельзя. Вот циркуляр номер такой-то. Мы здесь поставлены, чтобы беречь каждую бюджетную копейку. Ведь это ваши же налоги!
Тут, надо сказать, плановик упал духом. Что непрофессионально. Ну их, думает, к черту. Все равно деньги бюджетные, они их там из одного кармана в другой перекладывают. Сами разберутся.
Не тут-то было. Долго ли, коротко ли, приходят два суровых мужчины с пассатижами.
— У вас — говорят — не плочено. Будем отключать. Непосредственно сейчас. Вот циркуляр, ознакомьтесь.
— Как отключать?! У нас же непрерывный технологический процесс производства сокровищ человеческого духа. Нельзя отключать! У нас же Первый отдел, там государевы секреты, и над дверью секретная лампочка. У нас же весь Плановый отдел обед себе на плитке разогревает! Вы что – отключать?! Может, вам денег немного дать?
— Деньги – отвечают мужчины – это хорошо. А то цена на все припасы поднялась неимоверно. Покорнейше благодарим.
А плановик, отерев холодный пот со лба, спешит к замдиректора по научной части. Мол, так и так, Ваше Превосходительство, виноват, допустил отдельную недоработку. Сволочь Чубайс достал! К тому же поиздержался немного, защищая храм науки от покушений общенационального аллергена. Мы люди маленькие, не поможете ли в решении стратегического вопроса и не компенсируете ли сверхнормативные затраты?
— Сукины вы дети! — Отвечает Его Превосходительство. – Гнать вас всех надо в шею. Бездельники. О чем раньше-то думали?
И, конечно, компенсирует затраты. А потом собирается решать стратегический вопрос. Или, как он выражается, «физиономией торговать». То есть он гораздо нецензурней выражается, но суть дела именно такова. Должен вам сказать, что Его Превосходительство очень много и плодотворно работает на телевидении и его физиономию отлично знает вся страна. Что много помогает при решении проблем организации научно-исследовательской работы. Так что торговать действительно есть чем.
Но он человек занятой. То-се, а дни бегут. Собрался, поехал. В Казначействе ему все очень рады, улыбаются и приводят прямо к заместителю самого главного начальника. Заместитель говорит:
— Это, конечно, нехорошо, что наш персонал так тавтологически подходит к выполнению производственных обязанностей. Вот я их взгрею! Такие, знаете ли, сукины дети! Гнать всех надо в шею. Бездельники. О чем раньше-то думали? Я им покажу, как тормозить поиск научной истины! А позвольте, кстати, взглянуть на ваш договорчик?
— С полнейшим нашим удовольствием и радостью.
— И-и, да здесь делов-то! Вот, возьмите замазочку, да и замажьте эту строку, будто и не было. И платите себе спокойно в строгом соответствии с законом. А потом спите спокойно. Желаю творческих удач и хорошей погоды.
Да не тут-то было. Пока Его Превосходительство решал стратегический вопрос, в институт опять пришли двое мужчин с пассатижами.
— Сейчас, говорят, точно будем отключать!
Ну к ним уже как к родным:
— У нас начальство обо всем договорилось, а вам вот немного денег, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитое рабочее время.
— Как вам не стыдно предлагать такую низость, – возражают мужчины. – Нас еще в прошлый раз начальство так вздрючило, что сегодня отключаем просто из принципа и рабочей чести!
И отключили. Тьма кромешная. Сотрудники разбежались на радостях – дело-то в пятницу.
В понедельник Его Превосходительство, кипя, звонит по инстанциям. Не по понятиям, говорит, получается! Обо всем же, как люди, перетерли, а за базар надо отвечать! А ему в ответ:
— Дело государственное, требует вдумчивости и контроля. Покуда ваши безналичные платежи до адресата добредут, электростанции нечем платить зарплату персоналу. Есть у вас чувство социальной ответственности или нет? Так что рекомендуем вам быстро оплатить задолженность налом, а потом разберемся. Как оплатите, так сразу и включим.
Его Превосходительство, человек с бескрайним жизненным опытом, выкроил нал из того же самого места, где ранее выкраивал компенсации электрикам. Послал плановика, тот все сделал как надо, возвращается:
— После обеда обещали включить.
А в институте нехорошо: народ лбы о притолоки расшибает, на лестнице тьма. Ключи от здания в темноте потеряли. Хорошо ногу никто не сломал – да и то, потому что на работу вышло не более десяти человек, которые что-то нужное на столах или в холодильнике забыли. Ходят со свечками, аукаются. Как привидения.
Понедельник проходит. Вторник. Среда. Четверг. В пятницу – дали свет! То ли платежка наконец дошла, то ли просто сочли, что хватит. Не «Хезболла» же какая-нибудь. Свои же советские люди. Ученые. Сколько ж можно чморить. Народ обрадовался — будет теперь о чем вспоминать.
А меня вот что занимает. Цена вопроса, то есть платежка, была около 15 тыс. рублей. Институт, где работает около 500 человек, неделю был в ауте. Его Превосходительство схимичил и теперь может быть привлечен в уголовном порядке за нецелевое расходование бюджетных средств и фальсификацию договора. Если, предположим, кому-то вдруг не угодит. Именно за обналичку ведь и посадили условно, в конечном счете, академика Кайбышева.
Положим, прогресс мировой науки сильно не затормозился, а за наведение в государстве порядка и борьбу с коррупцией ничего не жаль. Во всяком случае, мне. Надо будет при случае поинтересоваться мнением Его Превосходительства.
Зато стали окончательно понятны две вещи. Во-первых, почему в условиях нового порядка президент Путин лично решает вопрос о водоснабжении старушки со ставропольского хутора и о трассе, по которой нефтепровод огибает Байкал. Во-вторых, как на самом деле организуется проплата государственных платежей в миллиарды долларов и отключение электричества Грузии и газа Украине.
Вот примерно так и организуется.