Сергей Шелин

© Новое время

Экономика Россия

1956

02.08.2006, 20:05

Втыкание винной вертикали

Первая декада августа обязана стать эпохой ренессанса виноторговли. Спросите: если обязана, то кем? Не кем-нибудь, а премьером Фрадковым, вице-премьером Жуковым, министром финансов Кудриным, главным налоговиком Сердюковым, а также всем личным составом ФГУП «НТЦ Атлас». Не последними людьми в стране.

Сказано – сделано. В винных отделах супермаркетов, там, где в июне были сотни разновидностей спиртного, а в середине июля – единицы, сегодня таковых уже десятки.

Раньше было хуже

Все-таки не зря прожиты последние двадцать лет. Когда государством правили большевики, они так и не проникли в секрет капитализма: если предложение товара уменьшилось, а спрос на него – нет, то повышай цену, пока спрос не упадет.

Если бы в середине 80-х эта премудрость применялась со всей решительностью, то и на пике антиалкогольной кампании водка спокойно стояла бы на прилавках – как она стоит сейчас вместе с ограниченным, но растущим контингентом других благородных напитков. Предсказанный экспертами тридцатипроцентный рост цен, по-моему, уже превышен.

Впрочем, это в столицах – там, где живут наши западники. Что же до наших почвенников, обитающих в остальной части страны, то они как пили «левую» водку, так и пьют, почти и не заметив 102-й федеральный закон. Добавим, что нынешняя водка-нелегалка относительно дешевле, доброкачественнее и доступнее тех суррогатов, которые подпольно делались в 80-е годы. Так что и здесь прогресс.

Но все-таки среднее сословие брюзжит. Вдобавок никто не верит объяснениям официальным: что, мол, новый закон принимался по совершенно безобидным соображениям – дабы избавиться от фальсификатов и торговцев-нелегалов.

Не верят и правильно делают. Власти не обязаны объяснять свои решения, а когда объясняют, то лукавят. Такая у них система управления, имеющая свои плюсы и свои минусы.

Минусом как раз и стало то, что общественность начала клониться к неуважительным, хотя и правдоподобным объяснениям винной реформы.

Ошибочное правдоподобие

Главных объяснений – два.

Во-первых, что 102-й закон будто бы придуман ради перенаправки денежных потоков в нужные руки. Во-вторых же, подозрения обратились против разработчика системы ЕГАИС – ФГУП «НТЦ Атлас», чью принадлежность к ФАПСИ толкуют как очередное якобы проявление власти чекистов над нашим капитализмом. При всем наружном правдоподобии эти объяснения неполны. Начнем со второго. Спору нет, «Атлас» прописан там, где прописан. Но если бы ЕГАИС (Единую государственную автоматизированную информационную систему, в которой перед допуском в продажу должна регистрироваться каждая бутылка) разрабатывал какой-нибудь другой ФГУП, разве вышло бы грамотнее? Тоже получилось бы безобразие.

Не «Атласом» придумана идея ЕГАИС. Она спущена сверху и, как всякая большая идея, далека от житейской прозы. «Вся проблема в том, что система сделана без технического задания и введена без опыта эксплуатации», – говорит один винный оптовик, и это еще из самых незлобивых оценок.

Если в чем-то и проявились корпоративные особенности руководящих лиц «Атласа», то лишь в одном – в железном их спокойствии в самые безумные дни кризиса, а также и в абсолютной вере в собственную безупречность. Оказывается, в постоянных зависаниях ЕГАИС виноваты принудительные ее пользователи, оптовые виноторговцы, которые вдруг скопом принялись обращаться к системе, рассчитанной вовсе не на рыночную суматоху, а на спокойную, заранее расписанную, гармоничную деятельность.

Гвозди бы делать из этих вождей

Как же не хватало в 80-е годы таких железных людей на руководящих должностях! Они бы спокойно объяснили толпам у винных магазинов, что каждый жаждущий должен приходить за водкой не когда ему в голову взбредет, а строго по графику, в заранее отведенную для него секунду. Очередей не стало бы, и наша история пошла бы другим путем.

«Есть люди, способные абсолютно не чувствовать настроения окружающих… Такие люди рождены вождями». Так говорил Брехт. И хотя он был прав, разум отступил перед стихией.

Вместо того чтобы хладнокровно, не обращая внимания на жалобы и крики, применять ЕГАИС, правительство дрогнуло и передало право присмотра над этой системой Федеральной налоговой службе. В переводе на общеупотребительный язык – это право закрывать глаза на то, что часть торговли идет мимо умной системы. ЕГАИС ослабила стальную свою хватку. Де- факто. Де-юре все осталось по-прежнему.

И тут мы подступаем к другому популярному объяснению реформы, толкующему ее как способ встряхнуть очередных толстосумов – виноторговцев и винопроизводителей.

Не корысти ради

Ясное дело, раскошеливаться этих эксплуататоров действительно заставили на каждом шагу: за перелицензирование, за обучение своих сотрудников работать с ЕГАИС, за повседневное пользование ЕГАИС (даже когда ею пользоваться невозможно) и т.д. и т.п. Но если бы начальственная мысль была нацелена лишь на извлечение денег, то этого добились бы и без новых акцизных марок и автоматизированных систем. Достаточно было придумать очередной побор, который буржуи, переложив убытки на потребителей, безропотно стали бы платить. А непонятливых бы разжаловали из капиталистов. Раз власти не пошли простым путем, а двинулись путем сложным, значит, имели на то глубокие и немеркантильные причины. Какие же?

Соблазнительное объяснение Представим на миг, что в данном конкретном случае начальство все предвидело, и винный кризис – это как раз то, чего оно добивалось.

Тогда возможно лишь одно объяснение: это знак народу, чтобы меньше пил. Окультуренная версия 85-го года. Объяснение соблазнительное, хорошо сопрягающееся и с национальными проектами, и с демографическими программами, и с теми идеями, которыми окормляют нашу смену – «нашистов».

Жаль, что его придется отбросить. Если бы оно было верным, то примеры аскетизма с телеэкранов подавались бы первыми нашими лицами. А дело-то обстоит наоборот.

Нынешнее лето – настоящий праздник гостеприимства: то саммит «восьмерки», то сходка правителей СНГ, а то Чавес заедет по дороге в Иран. И каждый раз спускаемые сверху сведения об этих встречах подносились с упором на светскую, и особенно на кулинарную их сторону. Подробнейшим образом живописались меню, составленные из очень вкусных, очень замысловатых и очень дорогих блюд, сопровождаемых не менее вкусными и дорогими напитками.

Если глава нашего государства любит хорошо поесть в интеллигентной компании, а попутно и выпить глоток добротного вина, и если это с такой энергией рекламируется, следовательно, рядовым гражданам подают сигнал этому подражать. И только собрались подражать, только обыватели уставили свои столы сказочными яствами, только руки потянулись к бутылкам хорошо выдержанного «сент-эмильона премье гран крю» – как винный кризис! Следовательно, кризис предусмотрен не был.

Не был предусмотрен, но был предопределен.

Свободны, свободны наконец

Чудесные нефтяные цены и общее ощущение независимости от действительности вызвали в наших начальствующих лицах прилив физических и духовных сил.

Вырвались на свободу исконные бюрократические инстинкты. Всякий руководитель озирает подведомственное пространство и мысленно вопрошает: «А что бы такое запретить?»

На законодательном уровне запрещается слово «доллар». На административном – аббревиатура НБП, как обозначение юридически не существующего феномена. На местных уровнях каре подвергается все, что не радует официальный глаз. В Петербурге душат мелкую торговлю («ларечников»). Москва отстает, но график удушения уже составлен.

И чрезвычайно кстати запретили обзывать начальников экстремистами. А кто обзовет – тот и есть экстремист, и подлежит передаче в руки правосудия.

Но было бы нечутко, замечая разрушительную деятельность, упускать из виду деятельность созидательную.

Лучшим ее примером как раз и стала винная реформа, реализующая представления наших верхов о мировой гармонии. Гармония – это вертикализация всего и вся. В данном конкретном случае – это вертикаль алкогольная, от каждого пузырька с плодово-выгодным вином и до подножия трона.

Деньги тут не главное. Деньги придут и так и так. Главное – абсолютный учет и контроль. Отсюда и повеление создать ЕГАИС, достойное Кампанеллы и Мора. Просто вожди работают над тем, чтобы мир стал совершенным.

Не оправдали доверия

Жаль, что этот труд титанов сводится на нет бестолковостью подданных.

Первая наша великая автоматизированная система – ГАС (Государственная автоматизированная система) «Выборы». На уровне идеи это была стопроцентная предшественница ЕГАИС. Только вместо бутылок – люди. По плану уже в 2000 году каждый россиянин должен был голосовать электронным способом, а его голос мгновенно бы учитывался во всероссийском балансе.

В реальном виде ГАС «Выборы» – это просто электронное хранилище информации, поставляемой в центр местными избиркомами. Она никому не мешает и ни на что не влияет. Тогдашнее начальство не стало настаивать на полной реализации великого прожекта: оно было слабее нынешнего и оттого благоразумнее.

Очевидная родственница ЕГАИС и система ЕГЭ (Единый государственный экзамен). Она родилась не в девяностые, а в двухтысячные, и начальство настаивает на ее внедрении с большим упорством. Но чем шире распространяется ЕГЭ, тем очевиднее провал исходного замысла. Любую систему обслуживают люди. И там, где принято фальсифицировать экзамены, там результаты ЕГЭ искажаются больше, а где это менее принято – меньше.

Отметим, что хотя ЕГЭ формальных своих задач не решает, но поскольку эту систему продолжают «развивать», то она в отличие от ГАС «Выборы» создает общественные проблемы и при этом влетает в копеечку.

В нормальных обстоятельствах этот опыт должен был предостеречь власти от новых утопических затей. А в обстоятельствах наших неудача не довод. Это повод продолжать в том же духе. Наш госаппарат даже и с простыми заданиями никогда не справлялся в срок. Значит, пора дать ему задание посложнее.

Правомерен, конечно, наивный вопрос: если ЕГАИС идеально наладить, может, она все-таки принесет пользу? Защитит от фальсификатов?

Ответ: не защитит. Госконтроль за спиртным процветал и до принятия 102-го закона. Проблема вовсе не в отсутствии систем контроля, а в наличии системной коррупции.

Смышленые люди подсказывают, что к старым возможностям прибавятся даже и новые. К примеру, прежние акцизные марки перекрывали горлышко бутылки, а нынешние клеятся сбоку. Использованные бутылки с исправными марками превратятся в настоящий кладезь.

Впрочем, это детали. Главное: когда и чем кончится кризис?

Не скупитесь!

Президент, благословивший винную реформу, хранит молчание (верный признак серьезности проблемы).

Парламентарии, утвердившие нелепый закон, негодуют на исполнительную власть (признак зрелости депутатов).

Общественная палата призвала начальство вникнуть и уладить (признак зрелости гражданского общества).

И машина завертелась. Премьер поручил вникнуть вице- премьеру. Вице-премьер поручил вникнуть министру финансов. Министр финансов дважды или трижды собирал у себя всех прикосновенных к кризису лиц (каждый раз подчеркивалось, что совещания устраивались «вечером» или «поздно вечером» – признак готовности жертвовать собой ради народа). Дополнительно сообщалось, что куратором кризиса пора сделать Минсельхоз – вероятно, ввиду доброй славы, идущей о его чиновниках.

Так что придраться не к чему. Все формальные жесты сделаны. А что будет на деле?

Вариантов – два. Самый безобидный: ЕГАИС подобно ГАС «Выборы» просто превратится в регистратора информации о спиртном, которое можно будет пускать в торговлю, не дожидаясь разрешительного сигнала от системы (это деликатно называют «тестовым режимом работы»). Тогда рынок алкоголя более или менее восстановится в прежнем многообразии.

Вариант второй. ЕГАИС кое-как наладят и навяжут в полном объеме (примерно как ЕГЭ, если не хуже). Спиртной ассортимент, видимо, станет беднее, зато цены безоговорочно вырастут. Это справедливо. За дум высокое стремленье своего начальства народ должен платить.

Сергей Шелин

© Новое время

Экономика Россия

1956

02.08.2006, 20:05

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=31740

bytes: 11912 / 11863

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Лица Сибири

Откидач Александр

Носенко Ольга

Шевченко Яна

Болотов Руслан

Агеев Сергей

Родионов Владимир

Дамдинов Алдар

Сактоев Александр

Волошина Елена

Сумароков Илья (младший)