Кремль в глубоком обмороке
Хватка Путина ослабла? Вопрос может показаться вам абсурдным, ведь президент России сосредоточил в своих руках всю возможную власть, а преданная ему партия, `Единая Россия`, обладает большинством в парламенте, где заседают всего лишь три оппозиционных фракции, две из которых опять же созданы Кремлем.
Губернаторы 89 российских регионов, половина из которых поспешили упредить кремлевский удар и вступили в прошлом году в `Единую Россию`, будут отныне назначаться президентом напрямую.
Правосудие действует только по царскому велению, телевидение стало обыкновенным каналом пропаганды, а некие организации, от которых веет таким знакомым советским душком, строят в колонны российскую молодежь. Что же касается независимых профсоюзов или гражданского общества, то они никогда не имели должного влияния.
И все же. . . И все же, недавний каскад ошибок и нелепиц, бросающаяся в глаза нерешительность Кремля заставляет нас задуматься - а не зашел ли Путин в тупик? Во властном механизме что-то сломалось, создалась парадоксальная ситуация - на руках у парализованных властей все карты, но они не могут их разыграть. Наши выводы просты - кроме преобразования РАО ЕЭС, в последнее время в России не проводилось заметных экономических реформ. Последняя из них - либерализация Трудового кодекса - относится к . . . весне 2002 г.
Конечно, можно вспомнить, что в начале года Кремль отменил льготы на лекарства и транспорт, которыми пользовались 38 млн. россиян, в большинстве своем пенсионеров, и заменил их денежной компенсацией, чтобы `оставить выбор за людьми`. Но полезность этой реформы, которую к тому же некому финансировать, отнюдь не очевидна. Даже в очень либеральных странах государство предпочитает бесплатно лечить уязвимые слои населения, а не выписывать им деньги, которые могут и не дойти по назначению. Эта реформа вызвала такую волну протеста, что Кремль, похоже, окончательно отказался от второй, еще более необходимой ее части - преобразования системы ЖКХ.
Создается впечатление, что власти полностью поглощены дележом оставшегося еще имущества и упорно пытаются распространить свой контроль на все происходящее в стране, окончательно махнув рукой на ее развитие. А ведь экономический рост может вскоре захлебнуться (несмотря на то, что цена на нефть держится на уровне 50 долларов за баррель - это манна небесная для России, которая получает половину своих валютных доходов от продажи нефти. Экономический рост не должен в этом году превысить 5%. Конечно, это все еще внушительная цифра, но по сравнению с 8 и 9% начала 2000гг. темпы роста значительно замедлились).
Во внутренней политике, после переизбрания Путина на второй срок в марте 2004 г., тоже трудно назвать какие-либо достижения Кремля, кроме дела ЮКОСа или отмены прямых выборов губернаторов. Прикрываясь гибелью в сентябре прошлого года 300 детей в Беслане, Путин решил, что, чтобы `лучше бороться с терроризмом`, он будет теперь сам их назначать. Кандидатуры на пост губернатора будут представляться президенту партией, обладающей большинством в парламенте - ясно, что это будет `Единая Россия`. А если бы Джордж Буш после 11 сентября отменил выборы в штатах?
Да, многие губернаторы были некомпетентными и коррумпированными демагогами, но вряд ли те, кто пришел им на смену, будут лучше, это видно уже по первым назначениям. А эффективных и популярных, но слишком независимых губернаторов подталкивают к выходу. Кремль также совершил непонятную ошибку, отказавшись от `предохранителей` в системе власти. А когда все решения исходят от одного человека и из одного дворца, его будут обвинять в любом незначительном происшествии, упрекнут за любой поезд, сошедший с рельсов. Слишком увлекшись сосредоточением власти в своих руках, президент вызывает на себя все народное недовольство.
Что же касается скандала с ЮКОСом, крупнейшей нефтяной компанией в России, иностранные инвесторы воочию смогли убедиться в том, что налоговая служба и правосудие могут быть использованы, чтобы развалить любое предприятие, и с каждым днем это становится все яснее. Утечка капиталов за границу, которая полностью прекратилась весной 2003 г. (впервые после распада СССР), возобновилась с арестом главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в ноябре 2003 г. Приговор Ходорковскому вот уже неделю старательно читают московские судьи. Чистые потери от утечки достигли в прошлом году 7,8 млрд. долларов, это в 4 раза больше, чем в 2003 г., а биржевая капитализация Москвы, по которой можно с уверенностью судить о положении дел в экономике, заметно снизилась в отношении к ВВП.
К тому же Кремль совсем запутался с конфискацией. Основные активы ЮКОСа, в качестве уплаты задолженности по налогам в размере 28 млрд. долларов, должны были отойти компании Газпром, половина акций которой принадлежат государству. Но после того, как акционеры ЮКОСа пригрозили обратиться с исками в западные суды, Газпром отступил и оставил эти бесценные активы государственной компании Роснефть. А Роснефть сразу расправила крылья и сделала все, чтобы не допустить своего слияния с Газпромом, на которое Путин очень рассчитывал, желая создать российскую суперкомпанию мирового класса по торговле жидким топливом. Недавно Кремль объявил об отказе от этого проекта.
Учитывая, что президентом Роснефти является Игорь Сечин, бывший коллега Путина по Санкт-Петербургской мэрии и по КГБ, который в настоящее время является заместителем главы администрации президента, а его шеф и личный враг Дмитрий Медведев председательствует в совете директоров Газпрома - другой кормушке олигархов и бывших кагэбэшников, нельзя не восхититься той `гармонией`, которая царит в отношениях кланов силовиков-аферистов (работников спецслужб, в основном, ФСБ). Пользуясь тем, что в России можно совмещать высокие государственные посты, членство в партии и руководство компаниями, они вращаются вокруг президента.
Этим и можно объяснить невероятное бездействие Кремля - Путину не удается занять нейтральную позицию и привести к консенсусу разные кланы бывших коллег, весьма жадных до прибыли. Некоторые кланы ФСБ могут выставить своих собственных лидеров в противовес Путину, который, в конце концов, до того как невероятным образом возвысился над всеми ними, был всего лишь простым полковником, сделавшим ничем не выдающуюся карьеру в ГДР.
С этой точки зрения, сегодняшний Кремль ничем не отличается от бурлящего котла интриг эпохи Ельцина. Принято считать, что Путин навел порядок, построил то, что он называет `вертикалью власти` и добился некоторой `предсказуемости`, как любят выражаться российские дипломаты, по сравнению с годами ельцинского кризиса власти (некоторые даже называли его хаосом, забыв, что поезда все же ходили по расписанию, а милиция продолжала ловить преступников...). Но монолитный путинский порядок, похоже, в лучшем случае приведет к застою, а в худшем - к полному развалу.
По словам Андерса Аслунда, эксперта по России в центре Карнеги, маленькая группка силовиков из Санкт-Петербурга `контролирует власти и крупные государственные предприятия, и совсем не заинтересована в реформах и свободной конкуренции, не доверяет никому и централизовала процесс принятия решений до такой степени, что он полностью потерял всю свою эффективность, как это было в советскую эпоху. По доброй кагэбэшной традиции они не верят ничему, кроме собственной пропаганды, полностью оторванной от реальности. Больной и потерявший связь с народом режим не протянет долго`.