История Монголии: осколки империи в руках тюрков
Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения. В этой статье читатели узнают, кто завладел осколками Монгольской империи после ее упадка.
В цельном составе Монгольская империя не долго существовала. Она распалась уже при внуках Чингисхана. Условно ее наследие в середине и конце 13 века можно разделить на четыре части, отошедшие разным сыновьям и внукам великого хана. Улусы Джучи, Чагатай, Хулагу и династия Юань. Улус Хулагу в итоге станет Ильханатом, в русской историографии также известным как государство Хулагуидов. Улус Джучи в истории запомнится как Золотая Орда, хотя современники так себя не именовали, этот термин возник в 16 веке. Золотоордынцы называли себя Дашт-и-Кипчак, Улуг улус (примерно переводится как «Старший дом», Джучи являлся старшим сыном Чингисхана).
В конце 13 века деление уже являлось номинальным. Территория начинает дробиться. Появляется Белая Орда, улусы правнуков Чингисхана. Каждый стремится править своей территорией. В 1313 году к власти в Золотой Орде приходит хан Узбек. Формально он подчиняется главному хану из китайского Ханбалыка, но современный Пекин находится очень далеко от ордынских земель. Никакой возможности реально влиять на политику Золотой Орды у улуса Великого хана не было. Формально все части империи приносили клятву верности монгольской династии Юань, слали дары и дань.
Даже когда в будущем на осколках Монгольской империи возвысится знаменитый завоеватель Тамерлан родом из Чагатайского улуса, он также чисто символически пошлет дань в Китай — 240 лошадей. Государство Юань вполне устраивало и формальное признание лидерства в империи, хотя фактически с конца 13 века все части империи ведут собственную, независимую от соседей политику.
Чистокровные монголы оставались только в Монголии и в Китае. В остальных трех улусах государствообразующий народ растворился в тюркских племенах, потому что их было гораздо больше. Еще в поздней армии Чингисхана количество тюркских кочевников превышало численность монгольских, которые в основном занимали только руководящие посты в туменах. Судя по описаниям внешности людей в русские летописях, арабских и китайских источниках, монголов внешне плохо отличали от тюрков. Просто куча кочевников с шаманскими верованиями, к которым так или иначе проникло немного буддизма и христианства.
Однако между собой у кочевников было четкое клановое деление. Чистые монголы-сулдусы или барласы отличали друг друга от местных тюркских ребят. Особенно это будет заметно при правлении Тамерлана, детям которого придется проводить целую махинаторскую кампанию,чтобы возвести свой род к Чингисхану и претендовать на монгольское родство для легитимации своего управления империей. Сам Тамерлан принадлежал к монгольскому клану барласов. Точнее к их сильно отюреченой части. Он говорил на чагатайском языке — древней форме современного узбекского языка.
То есть Тамерлан говорил и выглядел как тюрок, все его ближайшие соратники были тюрками. Монгольские традиции (например, Чингисханову ясу) он использовал только для управления государством, но не в бытовой жизни. Завоеватель родился в городе Кеше, находившимся рядом с Самаркандом. Часть его предков действительно пришла из Монголии во время походов Чингисхана. Но к середине 14 века это уже не представляло чего-то важного, он для всех окружающих и самого себя являлся тюрком. Только после создания империи и его смерти для него будет создана абсолютно фиктивная родословная, в которой он станет потомком Чингисхана.
Арабы, принимая ислам, становились страшно правоверными, сражались за дословное соблюдение Корана. Тюрки же пофигистично (в хорошем смысле слова) относились к религии. Иногда можно выпить, главное не стать пьяницей. Если нравится рисовать людей или другие объекты, запрещенные в искусстве законами ислама, то рисуй на здоровье, особенно если это принято в племени. Понравилась статуя в разграбленном иранском городе — забирай себе домой, это твой военный трофей. Главное читать намаз и почитать Аллаха. Сам Тамерлан закатывал попойки, хотя объявлял себя самым ярым защитником ислама. Но он относился к религии без излишнего фанатизма.
В 1330-х Ильханат фактически распадается. На его месте появляется множество иранских эмиратов-княжеств, которыми правят тюрки. Но формально их территории все еще считаются единым Ильханатом под властью монгольского хана. Если какому-то из тюркских эмиров удавалось, например, проникнуть в покои хана улуса и представить ему нож к горлу, то он мог попросить признать его правителем всего Ильханата от имени хана. Авторитет такого эмира сильно вырастал.
То же самое происходило в улусе Чагатай. Реальные чингизиды не имели власти, они становились марионетками в руках местных князей. Даже Тамерлан никогда не рискнет примерить на себя титул хана, потому что при его жизни все знали, что он не чингизид. Он лишь присвоит себе титул великого эмира и «зятя» после взятия в жены чингизидки.
В конце 13 века потомки Чингисхана начали терять реальную власть в улусах. Однако им обеспечивалась жизнь и безопасность, если кто-то из местных князей хотел править от их имени. С другой стороны, это жизнь в золотой клетке. Есть женщины, еда, можно жить в свое удовольствие, но нельзя лезть в политику.
Монголы предпочитали кочевать даже в 14 веке. Тюрки в это время массово урбанизировались: заселяли иранские города, строили собственные города в Золотой Орде. Чингисхан через свой свод законов завещал монголам не жить за городскими стенами, держаться дальше от «упадочной» городской культуры, которую монголы легко сломили из-за своего кочевого духа. Возможно, это сыграло ключевую роль в том, что инициативу монголов перехватили тюрки.
Ранее на Бабре:
История Монголии: «черная смерть» империи и ее наследие