Энергетика Монголии: топливно-энергетический комплекс. Разбор Бабра

Огромные объемы полезных ископаемых Монголии позволили ей войти в первую десятку государств по уровню инвестиций в геологоразведочные работы. Нефтяная и угольная промышленности играют главную роль в экономическом росте страны. Бабр продолжает рассказывать о состоянии энергетики Монголии.

Энергетическая отрасль Монголии – один из важнейших факторов ее социально-экономического развития. Именно от топливных и энергетических ресурсов напрямую зависит нормальное функционирование экономики страны. В предыдущем материале Бабр рассказал о крайне нестабильном состоянии электро- и теплоэнергетики в Монголии, которое чревато социально-экономическим кризисом.

В данном материале будут изложены некоторые данные о топливно-энергетическом комплексе Монголии.

Улан-Баторская ТЭЦ-4.

Нефтяная промышленность

Геологоразведка нефтяных месторождений в Монголии началась еще в 1934 году, и с того времени были разведаны два основных месторождения нефти: на юге и на юго-востоке страны. В восточных районах Монголии ведутся наиболее активные работы по разведке и добыче нефти, так как именно эта территория остается малоизученной. Перспективными территориями для геологоразведки считаются провинции Монголии на границе с Китаем и центральная часть страны.

Согласно данным Министерства энергетики Монголии, в стране насчитывается 332 миллиона тонн запасов нефти.

Первым открытым нефтяным месторождением в Монголии стало «Дзунбаянское», которое находится в Восточной Гоби у города Дзунбаян. В эксплуатацию его ввели в 1948 году. В шестидесятых годах прошлого века месторождение прекращало свою деятельность, но благодаря стараниям китайских компаний в 2010 году работа «Дзунбаянского» была возобновлена. В те годы запасы месторождения оценивались в 22 миллиона тонн.

В 1950 году в Дзунбаянском месторождении был построен нефтеперерабатывающий завод, который покрывал до 20% расходов нефтепродуктов страны. Спустя 19 лет его закрыли по нескольким причинам: уменьшение давления в скважинах, пожар на заводе и открытие нефтяных месторождений в советской Западной Сибири. С тех пор Монголия не имеет собственных НПЗ.

Второе крупное месторождение нефти находится в бассейне Тамсаг в сомоне Матад аймака Дорнод, запасы сырой нефти здесь оцениваются в 120 миллионов тонн – почти 40% от общих запасов нефтяных ресурсов страны. Здесь же с 2005 года китайские компании пробурили 300 скважин, 70 из которых дали приток нефти.

Добыча нефти в Монголии с начала открытия месторождений стала интенсивно развивающейся отраслью в экономике страны, привлекающей внимание иностранных инвесторов. Почти все месторождения нефти в Монголии эксплуатируются китайскими нефтедобывающими компаниями. В связи с тем, что страна осталась без НПЗ, 100% добытой нефти экспортируется в Китай для переработки. Всего нефтеразведочные работы на территории Монголии ведут 11 компаний, в том числе американская компания Mongolian Soco International PLC, китайская Dongsheng Petroleum и канадские компании Storm Cat Energy и Ivanhoe Mines.

В 2006 году Китай заключил с правительством Монголии договор о разделе нефтепродукции под предлогом разведки запасов в Матаде. В том же году была зарегистрирована компания Petro Matad Limited на Лондонской фондовой бирже, принадлежащая монгольской компании «Петровис ХХК».

Крупнейшим китайским нефтяным инвестором в Монголии на сегодняшний день является дочерняя компания PetroChina – Daqing Tamsag, которая осуществляет добычу нефти на востоке страны и суммарно обеспечивает более 90% нефтедобычи. На юго-востоке страны активно работает дочернее предприятие китайской Sinopec – Dongsheng.

На данный момент добыча нефти в Монголии составляет около одного миллиона тонн в год.

Монголия полностью зависит не только от экспорта сырьевой базы, но и от поставок бензина и дизельного топлива из России. Доля российского импорта от общего числа внешних поставок равна 90%. По данным Министерства горнорудной и тяжелой промышленности Монголии, с начала 2022 года государство импортировало порядка 444 тысяч тонн нефтепродуктов, в том числе 168 тысяч тонн бензина (АИ-92). Цена бензина в Монголии остается стабильно высокой, на июль 2022 года она равна 3766 монгольским тугрикам или 80 российским рублям – это практически в два раза дороже, чем в России.

В последние годы Монголия усердно работает над тем, чтобы освободить страну от зависимости от российского топлива. Этой цели правительство страны намерено добиться через новый нефтеперерабатывающий завод, строительство которого началось в 2018 году. НПЗ будет построен в сомоне Алтанширэ аймака Дорноговь (юго-восточная Монголия), а его финансированием займется Индия.

Считается, что новый завод позволит Монголии полностью удовлетворить потребности страны в необходимых нефтепродуктах: бензине, дизельном топливе, авиационном топливе и сжиженном нефтяном газе. Завершить строительство НПЗ планируют к концу 2022 года.

Финансирование НПЗ является частью 20-летнего кредитного соглашения между Монголией и экспортно-импортным банком Индии, заключенного в 2015 году.

Угольная промышленность

Монголия является одной из лидирующих стран по запасам угля. Ресурсы угля в стране превышают 170 миллиардов тонн, из которых разведанные 32 миллиарда тонн, около двух миллиардов тонн приходится на коксующий уголь. Всего в стране насчитывается 15 угольных бассейнов и более трехсот месторождений.

Месторождения каменного угля расположены в западной и южной части Монголии, бурого угля – в центральной и восточной частях страны. К крупным каменноугольным месторождениям в стране относятся Таван-Толгой и Хартарбагатай, причем Таван-Толгой признан крупнейшим угольным месторождением в мире, его запасы составляют 6,5 миллиарда тонн угля. К крупным буроугольным месторождениям относят: Тэвшин-Гоби, Шарын-Гол, Овдук-Худук, Цай-дан, Бага-Нур и Тугрик-Hyp.

Большое скопление мелких месторождений сосредоточено на востоке и юге страны. На территориях западного и центрального экономического районов Монголии сосредоточена добыча длиннопламенного и газового углей, а марки особо ценного коксового угля добывают на месторождениях «Табунтолгойское» и «Ухаахудаг».

Вывод угля на международный рынок из Монголии осуществляется через главную железнодорожную магистраль страны – Улан-Баторскую ЖД. В то же время большинство стратегических месторождений страны расположено практически в неосвоенных районах с неразвитой структурой и не имеют связь с УБЖД.

Добывающей промышленностью в Монголии занимаются четыре отечественные компании: SouthGobi Resources, Tavantogoi JSC, Sharyn Gol JSC и Inner Mongolia Yitai Coal Company.

С каждым годом уголь все больше превосходит экспорт других товаров Монголии и становится наиболее важным экспортируемым продуктом.

Львиная доля всего экспорта страны приходится на угольные ресурсы. Главным импортером монгольского угля является Китай. В допандемийный период, с 2017 по 2019 год, средние продажи угля из Монголии в Китай составляли 30 миллионов тонн коксующего угля в год. На момент пандемии страна существенно сократила экспорт – в 2021 году поставки уменьшились до 15 миллионов тонн.

После отступления пандемии Монголия начала усердно наращивать обороты экспорта: с января по июнь 2022 года общий объем проданного угля составил 600 миллионов тонн – это на 204% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Отраслевые продажи горнодобывающей промышленности Монголии по годам и месяцам. Данные National Statistical Office of Mongolia.

В Монголии нет газовых, нефтяных и атомных электростанций, а потому в стране невозможно отказаться от тепловых электростанций на угольном топливе, по крайней мере в обозримом будущем. Районные отопительные котельные также используют в качестве топлива уголь. Стандартные отопительные котлы малой мощности в областном центре в среднем потребляют от 800 до 1200 тонн угля в год, а производительность электроэнергии и тепла при этом составляет 0,8-1,2 мегаватт. Специалисты отмечают, что при интенсивном развитии экономики страны внутреннее потребление угля может вырасти до 24 миллионов тонн в год.

Для бытовых потребностей жители Монголии используют печи, обычно это печка-буржуйка, которую топят дровами, кизяком (высушенный навоз), либо углем с нелегальных шахт. По оценке специалистов, проживающие в юртах и небольших частных домах ежегодно потребляют в качестве топлива около пяти тонн угля и только полторы тонны топливной древесины. Согласно статистике, доля угля в общем потреблении в жилых секторах постоянно увеличивается.

Из-за интенсивной работы ТЭЦ и массового использования угля для печей в разгар отопительного сезона над Улан-Батором образуется так называемое «черное небо». Бурый уголь имеет повышенную зольность – при его использовании в обычных печах без поддува, образуется тяжелый и токсичный дым. Ветра зимой в Монголии обычно нет, поэтому шапка густого смога висит над столицей Монголии постоянно. По этой причине власти страны стараются придумать безопасные для здоровья населения и экологии альтернативы прямого использования угля.

Использование печи для для готовки: справа на фотографии едва заметен дым из трубы

Подробнее о возобновляемых источниках энергии Монголии и нелегальной добычи угля читайте в следующих материалах.

URL: https://babr24.news/mong/?IDE=232165

bytes: 10482 / 9269

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра в Монголии:
[email protected]

Автор текста: Есения Линней, научный обозреватель.

На сайте опубликовано 916 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экономика и бизнес" (Монголия)

Укрепление газовой позиции на Востоке: «Сила Сибири» продолжает расширяться

На фоне затянувшихся переговоров с Китаем и Монголией по проекту «Сила Сибири-2», который должен был стать важным шагом в расширении газового сотрудничества между странами, Россия продолжает развивать газовую инфраструктуру на Дальнем Востоке.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаМонголия Россия Китай

5884

13.11.2024

ГЭС «Эрдэнэбурэн»: Китай продолжит осваивать Монголию вопреки экологическому урону

Монголия и Китай подписали договоры о совместной реализации более десяти мегапроектов. В их числе – ранее приостановленное строительство ГЭС «Эрдэнэбурэн» и трансграничного железнодорожного моста Гашуунсухайт-Ганцмод в Монголии. Сотрудничество обеих стран обсудили премьер-министр Монголии Л.

Есения Линней

Экономика и бизнесЭкологияПолитикаМонголия Китай

6806

12.11.2024

Урановый след: поправки в законодательство Монголии открывают путь «Росатому»

Монгольский парламент рассматривает поправки в Закон об атомной энергетике. Изменения предложило правительство Монголии 25 октября, они касаются различных аспектов использования атомной энергии в стране.

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесПолитикаМонголия Россия

12915

02.11.2024

Компания «Сибагро» планирует расширение на Монголию, свинокомплекс «Восточно-Сибирский» будет поставлять молодняк

На прошедшем в монгольском городе Дархан российско-монгольском агрофоруме обсуждались перспективы стратегического партнерства между Россией и Монголией в сфере агропромышленного комплекса. Делегацию от Республики Бурятия возглавлял её глава Алексей Цыденов.

Николай Головин

Экономика и бизнесМонголия Бурятия Томск

18184

28.10.2024

Бюджет Монголии-2025: жить по средствам не выходит

Пока Великий Хурал готовится утвердить бюджет на 2025 год, вокруг него кипят страсти и дискуссии. Совет по бюджетной стабильности и Совет экономической политики парламента, представляя свои заключения, предостерегают, что «чрезмерно оптимистичные прогнозы доходов таят в себе серьезные риски».

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесПолитикаМонголия Китай

10517

25.10.2024

«Сила Сибири-2»: мечта «Газпрома» и путь к краху. Прогнозы МЭА

Пока не остыла новость о том, что Монголия исключила газопровод «Сила Сибири-2» из своих долгосрочных планов, газпромовскому проекту в очередной раз предсказывают крах.

Есения Линней

Экономика и бизнесМонголия Россия Китай

12757

23.10.2024

Рейтинговый апгрейд Монголии: большие проекты — большие риски

4 октября международные рейтинговые агентства S&P и Fitch повысили кредитный рейтинг Монголии до уровня «B+» с позитивным прогнозом. Это открывает перед страной новые возможности для привлечения более дешевого зарубежного финансирования и иностранных инвесторов в крупные национальные проекты.

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесПолитикаМонголия

13043

13.10.2024

Инсайд. «Газ или не газ? Вот в чем вопрос»

Очевидно, что проект «Сила Сибири-2» медийно готовят. К чему? Заинтересованы в нём многие: Газпром хочет не зацикливаться на СПГ, а иметь в чём-то ностальгический трубопроводный мегапроект.

Фокс Смит

Экономика и бизнесЖКХМонголия Россия Китай

16983

07.10.2024

Новый город в Монголии: шаг к светлому будущему

Пока в России планируют открыть «Пивнов Градец» – первый курорт для любителей пива, – в Монголии вовсю готовятся к созданию действительно комфортного города. Место будущего «20-минутного города» посетил премьер-министр Л. Оюун-Эрдэнэ.

Есения Линней

Экономика и бизнесНедвижимостьОбществоМонголия

14747

01.10.2024

Азиатский банк развития: «Экономика Монголии продолжит расти в 2025 году»

Азиатский банк развития (АБР) 25 сентября опубликовал свой новый отчет, согласно которому Монголию ожидает экономический рост в 2025 году. Эксперты считают, что растущее потребление и государственные расходы будут стимулировать дальнейшее экономическое развитие страны.

Денис Большаков

Экономика и бизнесМонголия

12447

27.09.2024

Дефицит рабочей силы и засуха: аграрный сектор Монголии в упадке

Последние два года в Монголии отмечаются серьёзные проблемы в сельскохозяйственном секторе, в частности снижение урожайности и увеличение зависимости от импорта топлива и других средств для функционирования отрасли. Об этом сообщил президент Национального союза монгольских фермеров Л. Баяртулга.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаМонголия

12982

18.09.2024

Крест на «Силе Сибири-2»: почему Монголия отложила газопровод в долгий ящик?

Проект «Сила Сибири-2» от ПАО «Газпром», предполагающий строительство газопровода из России в Китай через территорию Монголии, оказался в пролёте.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаЖКХМонголия Россия Китай

24041

05.09.2024

Лица Сибири

Воронцов Юрий

Полонин Андрей

Белокобыльский Сергей

Антоненко Александр

Кокоуров Игорь

Цветкова Людмила

Ротенфельд Борис

Галсанов Ким

Перетолчин Владимир

Жуков Владимир