Инсайд. Пензина, Глисков и схематозы ЛДПР
15 марта 2019 года по подозрению в мошенничестве, растрате в особо крупном размере, совершенного в составе преступной группы были задержаны советник губернатора Красноярского края, сын руководителя краевого ЛДПР Антон Натаров, бухгалтер краевого отделения ЛДПР Денис Бундюк, бывший исполнительный директор и главный редактор «Дела.ру» Дмитрий Болотов, директор ООО «Лаборатория новостей» (Newslab) Сергей Мурзин и коммерческий директор этого же СМИ Светлана Бурлаченко.
Правоохранительные органы пока не вскрывают все карты, а СМИ и анонимные телеграм-каналы говорят о фиктивных договорах на информосвещение, об участии Натарова в преступных схемах, причинивших 100-миллионный ущерб бюджету, о сговоре чиновников от ЛДПР с целью казнокрадства.
В 2016 году в публичное пространство уже выносилась сомнительная схема оказания юридических и информационных услуг муниципальным предприятиям Красноярска, в которой фигурируют представители ЛДПР и все те же интернет-ресурсы Newslab и Дела.ру. Однако тогда силовиков эта тема не заинтересовала.
Сейчас в нашем распоряжении впервые оказались бухгалтерские документы, которые, как мы думаем, демонстрируют отработанную модель работы ЛДПР по зарабатыванию денег. Возможно, она и вселила в партийных функционеров уверенность в безнаказанности.
Мы изучили выписку по операциям на счете красноярской региональной общественной организации по защите прав, законных интересов граждан и организаций «Гарантия».
Судя по имеющийся бухгалтерии за период с 2014 по начало 2017 года, «Гарантия» была (и остается), говоря прямым текстом, «общаком» представителей ЛДПР и «Единой России» из окружения Александра Глискова.
В тот период на счета «Гарантии» ежемесячно поступали сотни тысяч рублей от ряда муниципальных предприятий Красноярска (Парк «Роев Ручей», «Ритуальные услуги», МАУ «Дирекция СММ», «Городские новости», «НКК», «УЗС», АО ПИК «Офсет» и др.), частной компании «Арбан», «Новый город» и распределялись между несколькими получателями. Среди них Адвокатскою бюро «Глисков и партнеры» – за оказание юридических услуг, а также ИП Пензина Елена Евгеньевна, ООО «Лаборатория новостей», ООО «Дела.ру» и др. – за информационное сопровождение.
Отдельно остановимся на некоторых получателях средств со счетов «правозащитной организации».
ИП ПЕНЗИНА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА. Этот ИП ведущая программы «Версия» Елена Пензина использовала для расчетов с 2003 до октября 2016 года – до момента избрания в Законодательное Собрание Красноярского края.
Из выписки по операциям на счете правозащитной организации «Гарантия» следует, что ИП Пензина Елена Евгеньевна ежемесячно получала крупные суммы:
• 12.02.2014 – 400 тысяч рублей (оплата за информационное сопровождение за январь-февраль).
• 12.03.2014 и ежемесячно до августа 2016 года – 200 тысяч рублей.
• В канун выборов в ЗС 15.08.2016 года на счет ИП поступил 1 миллион 200 тысяч рублей – «задолженность» по договору, хотя до этого деньги поступали как часы.
• И в последний раз 01.09.2016 года еще 400 тысяч рублей.
На этом «белые» прямые расчеты с Еленой Пензиной завершились.
Итого, за период с января 2014 года по сентябрь 2016 года на счет ИП Пензина Елена Евгеньевна поступило 7 миллионов 800 тысяч рублей.
Как законопослушная гражданка, получающая депутатскую зарплату, Елена Пензина с октября 2016 года ликвидировала свое ИП, и больше ее имя не появляется в расчетах «Гарантии».
Зато в налоговой тут же, в октябре 2016 года, зарегистрировался новый ИП Шмидт Мария Алексеевна – это ИП дочери Елены Пензиной. И с этого момента правозащитная организация «Гарантия» стала платить по 200 тысяч рублей в месяц дочери Пензиной – за подготовку и размещение информационных материалов. Мария – предприимчивая девушка, она учредитель 4-х организаций.
В конце 2017 года Иван Брамман (МАУ «ЦРСП») с ИП Шмидт Мария Алексеевна заключил договор на 1 миллион 340 тысяч рублей за «выполнение работ по обустройству террасы прибрежного солярия на территории о.Татышев». Но это уже отступление от темы.
Возникает вопрос, что здесь делает Елена Пензина, почему с программой «Версия» не производились прямые расчеты, а оплата шла через «Гарантию», которая даже не является рекламным агентом? Ответить на этот вопрос мог бы ее друг Александр Глисков, который и придумал всю эту организацию.
АДВОКАТСКОЮ БЮРО «ГЛИСКОВ И ПАРТНЕРЫ». Зачем «Гарантия» была нужна Александру Глискову, два года назад популярно объяснил экс-председатель Общественной палаты Красноярска Вячеслав Дюков. По его мнению, Глисков находил изъяны в работе муниципальных предприятий и предлагал руководству МП посотрудничать. За покровительство, вернее, за юридическую помощь, оказанную или нет, – об этом история умалчивает, каждое МП платило в «Гарантию» по 70-150 тысяч рублей в месяц. А там эти деньги перераспределялись.
Член ЛДПР, депутат горсовета Аркадий Волков, наученный Глисковым изыскивать деньги на «Машину добрых дел», за подобное покровительство был арестован. А публично разоблаченный, но популярный в народе Александр Глисков был избран в краевой парламент.
Кто еще получал деньги в результате перераспределения валовой выручки?
NEWSLAB. Общественная организация «Гарантия», судя по выписке, на протяжении всего времени ежемесячно платила ООО «Лаборатория новостей» все те же 200 тысяч рублей за информационное сопровождение. Кого сопровождал Newslab, что для них публиковал или не публиковал – неизвестно.
DELA. Удивительным образом, но видимо, так уж совпало, – после покупки портала Дела.ру руководством ЛДПР «Гарантия» начала платить и ООО «Дела.ру». Это четко прослеживается по бухгалтерии. Первые 400 тысяч рублей были переведены на счета ООО «Дела.ру» 08.09.2016 года за услуги по информированию населения.
РУКОВОДИТЕЛЕМ «общака» Глискова сотоварищи – красноярской региональной общественной организации по защите прав, законных интересов граждан и организаций «Гарантия» – является Крастелева Олеся Владимировна, супруга Романа Крастелева, помощника Александра Глискова в Законодательном Собрании.
Роман Крастелев избран в горсовет Красноярска осенью 2018 года, возглавляет фракцию ЛДПР в горсовете.
Правозащитная организация «Гарантия» действует и сейчас.
ВОПРОС. Для чего муниципальные предприятия платили не напрямую Глискову, Пензиной, Нюслабу и Делам, а заключали договор с общественной организацией «Гарантия»?
ОТВЕТ. Для конспирации и отвода глаз. Аудиторы счетной палаты и прокуратура периодически проверяют счета. Расчеты с «Гарантией» должны были скрыть конечных получателей. Так, во всех муниципальных предприятиях есть юристы и в дорогостоящих ежемесячных услугах адвокатского бюро они, естественно, не нуждаются. Кроме того, руководителям муниципальных предприятий мэрией не рекомендовано тратиться на коммерческое информационное сопровождение – это нецелевое расходование бюджетных средств. В этой конкретной ситуации – расходование вообще не понятно на что.
ВЫВОДЫ. Вся эта описанная схема двухлетней давности перекликается с сегодняшним уголовным делом по фиктивному информосвещению, выводу денег из предприятий с государственным участием.
Правозащитная общественная организация «Гарантия» продолжает работать и сейчас. Повторим – и два года назад, и сегодня ее возглавляет супруга Романа Крастелева – преемника Глискова в горсовете, руководителя фракции ЛДПР.
Интересно, а деньги все еще продолжают перераспределяться из бюджета в карманы известных людей?
*Стилистика, орфография и пунктуация автора сохранены.