«Это не настоящие делегаты»
В среду в Москве в закрытом режиме начал работу предвыборный съезд «Правого дела». Корреспонденту «Газеты.Ru» удалось пройти через четыре кордона охраны и побывать на закрытом от прессы заседании, на котором в руководство съезда были избраны противники Михаила Прохорова, а его сторонники обвинили исполком в подлоге.
Предвыборный двухдневный съезд партии «Правое дело» начал работу в закрытом от посторонних режиме. Чтобы попасть на заседание в задние Академии наук, делегатам приходилось преодолевать четыре поста охраны.
Перед первым постом, еще на входе, с утра скопилась толпа людей: не все делегаты съезда оказались внесены в списки на проход внутрь. В холле надо было зарегистрироваться и получить бейдж, дающий право на проход через другие посты охраны. «Наденьте бейдж и не снимайте», - советовали девушки, регистрирующие участников съезда. Второй пост был в начале лестничного пролета, который вел на второй этаж, где проходило заседание, третий – в конце пролета. Пройдя на этаж, делегаты повторно регистрировались и получали временные удостоверения для голосования, который предъявляли уже четвертому кордону охранников, сторожившему вход в сам зал заседаний.
Обстановка была напряженной уже с утра. Делегаты общались небольшими группами и умолкали, как только к ним подходили незнакомые люди. Главным вопросом был возможный уход лидера партии Михаила Прохорова со своего поста. Представители федерального политсовета партии, недовольные Прохоровым, прогнозов не давали, однако заметно нервничали, обсуждая слух, что политтехнологи Прохорова рекомендуют ему провести параллельный съезд. «Идут консультации. Мы не против Прохорова, если он только готов на компромисс.
Наша задача – взять под контроль съезд, пока он ведет переговоры на самом верху, чтобы Прохоров знал, что ситуацией он не владеет, – заявил один из членов политсовета до начала съезда.
Региональные делегаты ждали приезда самого Прохорова. По информации «Газеты.Ru», рано утром он встретился с руководителем исполкома партии Андреем Дунаевым, который считается его главным противником, и требовал перенести начало работы на следующий день. Однако съезд все-таки открылся, хотя и с получасовым опозданием. Прохоров на открытие не приехал.
Открыл съезд Дунаев. Он был единогласно избран председательствующим, мандатную комиссию возглавил экс-лидер ДПР Андрей Богданов. Таким образом, рабочие органы съезда оказались под контролем противников лидера партии. Сразу после избрания рабочих органов в работе съезда объявили перерыв. В первый день было решено только подсчитать мандаты и подтвердить полномочия делегатов съезда. Делегаты разошлись по кулуарам и продолжили обсуждать перспективы Прохорова на посту лидера. Путин не принял Прохорова накануне вечером, шушукались партийцы.
Противники бизнесмена уверяли, что «по состоянию на 12 дня» Прохоров оставляет партию.
«Прохоров уйдет сам, - прямо сказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из анти-прохоровских партийцев. – Еще предстоит сильно менять списки. Это будет длиться около недели».
Немногочисленные сторонники Прохорова во главе с Евгением Ройзманом держались вместе. Ройзман пришел на съезд в красной футболке и джинсах, он постоянно говорил по телефону с соратниками по партии и журналистами. Его товарищи снимали происходящее на видеокамеру, писали в Twitter и читали в интернете новости про Прохорова. «Я вообще сомневаюсь, что съезд легитимен», - мрачно сказал Ройзман корреспонденту «Газеты.Ru», оторвавшись на минуту от чтения новостей и комментариев к своему блогу.
«Прохоров меня не сдаст», - еще мрачнее ответил Ройзман на вопрос о возможности компромисса бизнесмена с Кремлем в обмен на исключение его из списка кандидатов.
Скандал с вопросом о легитимности съезда разразился уже через четверть часа, когда мандатная комиссия зачитала список делегатов, чьи полномочия съезд подтвердил. Предваряя чтение, Богданов сказал, что «в связи с тем, что в последние недели штаб Прохорова работает фактически отдельно от исполкома, из регионов поступили многочисленные жалобы на проведение региональных конференций, а из некоторых регионов – даже двойные протоколы».
Принцип, по которому тот или иной региональный протокол признавался легитимным, Богданов не обнародовал и начал читать фамилии.
В зале раздались крики «Позор!», «Это не настоящие делегаты», «Вы делаете ошибку!»
Делегаты, не вошедшие в зачитанный список, окружили Дунаева и стали требовать слова. Он переадресовал их требования Прохорову, пообещав, что он приедет на съезд в четверг и «все объяснит».
Приехавший из Иркутска Евгений Селедцов оказался одним их тех, чей мандат съезд не подтвердил. Он рассказал «Газете.Ru», что его направили делегатом на съезд после прошедшей 9 сентября конференции. «Была конференция, был протокол, который я привез в Москву и сдал. Все было хорошо, пока не стали зачитывать список, и я вместо своей услышал незнакомую фамилию», – недоумевал Селедцов.
Дунаев просил делегатов не нервничать и разойтись до завтра, однако в президиуме зала еще долго толпились недовольные, кричавшие, что съезд – фальшивый, и все, что на нем происходит, срежиссировано Кремлем.
Их слушали только такие же, как они, делегаты-отказники. Лидер подмосковного отделения ПД Борис Надеждин держался отдельно от остальных участников съезда и безостановочно говорил по мобильному телефону.
«Медведев против Прохорова. Все, п…ц», - повторял Надеждин неизвестному собеседнику.
Спустя полчаса делегаты, довольные и недовольные, наконец покинули зал заседаний. Съезд продолжит работу в открытом режиме в четверг.