Вам мэра или севрюжины с хреном?
Кандидата в мэры Тайшетского района Андрея Шутова застали за непристойным занятием. Стоя на цыпочках на крыльце магазина, тот собственноручно приклеивал где-то высоко над головой агитационную листовку.
Недавно кандидат-предприниматель-самовыдвиженец публично озвучил гиперидею о том, что всех чиновников районного масштаба после его избрания на пост мэра сразу начнут проверять на детекторе лжи. И претендентов в чиновники тоже. Наверное, на предмет коррупциогенности. Весь здравый народ тут же стал аплодировать Андрею: мол, свой ты парень, умеешь шутки шутить!
Однако, обратив взор чуть повыше, на ту самую листовку Шутова, с немалым удивлением обнаруживаем, что проверка муниципальных служащих на полиграфе является частью предвыборной программы беспартийного выпускника иркутской «большой фазанки». В ней можно найти и много других лозунгов. Но для электората было бы всё гораздо понятнее, если б кандидат просто обратился словами Салтыкова-Щедрина: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать».
Поведение других кандидатов тоже не способно не удивлять. Например, Елена Коваленко, в 2005-2007 годах занимавшая пост главы Тайшета, вообще не подаёт признаков жизни. То есть ни встреч с избирателями не проводит, ни листовки не клеит. Зомбоящик её не кажет, местные СМИ о ней молчат. Поведение прямо как у технического кандидата Коваля, хотя есть уверенность в том, что Елена Викторовна ещё себя проявит. Наблюдатели безуспешно пытаются понять, почему кандидат затаилась. Иные просто разводят руками: мол, не переживайте, какой-нибудь фортель она обязательно выкинет.
Кандидат в зятья руководителя Тайшетского отделения КПРФ сегодня ещё и кандидат в мэры района. Павлу Лаврентьеву 28. В Иркутск укатил много лет назад, и каких-то поползновений в плане возвращения на родину за ним не наблюдалось. До совсем недавних пор, пока не началась избирательная кампания. Теперь Павел уже не дрожит, как осиновый лист, перед аудиторией. Он всё меньше теряется в терминах и ведёт себя всё более уверенно. Но популистские выпады ему не чужды. И до мэрского кресла Павлу далековато ещё: примерно как до Луны неторопливым прогулочным шагом.
Немногочисленные сторонники Тайшетского КПРФ усиленно распространяют агитационные материалы. И даже поверхностный взгляд обнаруживает полную идентичность этих бумажек с листовками кандидата в мэры района Зелезинского (только знаки препинания в них отсутствуют как класс). Тот едва не провалился на прошлогодних октябрьских выборах, и, едва вырвавшись из жуткого агитационного пекла, мигрировал на тот свет.
Потенциальный кандидат Владимир Брич всё никак не успокоится. Когда территориальная избирательная комиссия выгнала его взашей за подделку подписей сторонников, он обратился в суд. В понедельник его судьба должна была окончательно решиться. Но слушание дела пока отложили, потому что Брич дополнил исковое заявление.
Каких-то судорожных действий за Виталием Кириченко, фаворитом предвыборной игры, не обнаруживается напрочь. Кандидат от «Единой России» спокойно встречается с избирателями, ведёт с ними деловые беседы с элементами задушевности и в своих бесспорных шансах не сомневается ни на йоту.
Тут вроде должен проснуться скептицизм. Серебренников-то ведь тоже в победе не сомневался. А Серов или Ташкинов на неё не рассчитывали. И почему бы сценарию, когда единороссов повсюду «прокатили», не повториться в Тайшете? Потому что Тайшет – сильно вредное место. Хуже Чернобыля. И потому что здесь у кандидата от «партии власти» просто нет сколь-нибудь заметного мощного соперника. Впадать в тягостные размышления о «короткой скамейке запасных» не станем. Потому что скамейки тоже нет.