Говорят, роща была красивой...
Строителей принято называть созидателями. Звучит красиво. Только действительности соответствует все меньше...
В редакцию позвонила читательница: "Это же страшное зрелище! Ну кто дал "Иркутскжилстрою" разрешение на вырубку парка?! Был великолепный парк, который мы своими руками садили возле детского садика N 111. Акации, клены, сирень... все уничтожается. Я позвонила в горзеленхоз, мне дали телефон администрации Октябрьского района, там дали телефон земельного отдела Октябрьского района... Но все глухо, нет отклика. Вам звоню от отчаяния".
С трудом удалось выяснить у взволнованной женщины адрес очередной городской вырубки. Это на улице Донской, в квартале между улицами Карла Либкнехта и Трудовой. Детского садика там больше нет, в здании располагается департамент образования Октябрьского района. А вот роща, посаженная жителями окрестных домов много лет назад, жила и, по рассказу читательницы, никогда не пустовала. Днем там играли ребятишки. Вечерами собирались мамы с детскими колясками из расположенного рядом большого семейного общежития. Говорят, роща была красивой. Я приехал на место через несколько часов после тревожного звонка, но застал ровную, разглаженную бульдозером площадку. О том, что именно здесь и была зеленая зона квартала, которую местные жители называли парком, можно было догадаться лишь по куче пней у забора. А рядом внешне почти готовый, светился красотой новый дом, "созидаемый" закрытым акционерным обществом "Иркутскжилстрой".
Е. Бояркина, начальник отдела охраны окружающей среды городской администрации, место вырубки вспомнила практически сразу, но не сразу поверила, что деревья на самом деле уничтожены: "Там рядышком гаражи стоят одной полоской? Да неужели? Ну тогда все понятно. "Иркутскжилстрой" просил разрешить им вырубить эту площадку под полуподземные гаражи, но мы категорически отказали. На наш взгляд, вырубка там недопустима. Хотя последнее слово должно принадлежать государственной экологической экспертизе".
Екатерина Васильевна рассказывает, что подобное отношение строителей к зеленым насаждениям, близкое к беспределу, характерно не только для Иркутска. Она изучала опыт других городов и почти везде сталкивалась с похожей практикой: "Внаглую вырубают и без всяких согласований начинают строить то, что уже не снести. Особенно часто - дорогие гаражи. А потом заплатят штраф, и все в порядке. После уплаты штрафов такой участок можно получить в собственность через год.
На следующий день Наталья Ступина, заместитель Е. Бояркиной, зачитала мне цитату из официального заключения на ходатайство "Иркутскжилстроя": "Испрашиваемый участок находится в районе со значительным загрязнением атмосферного воздуха отработанными газами автомобильного транспорта: до 1,4 ПДК по двуокиси азота, до 1,6 ПДК по окиси углерода... В связи с чем недопустим значительный снос существующих зеленых насаждений...".
Поясню, что двуокись углерода - это углекислый газ, окись углерода - угарный газ. А ПДК - предельно допустимая концентрация вредных веществ в какой-либо среде, в данном случае - в воздухе, которым дышат жители окрестных домов. Подчеркну, не норма, как думают многие, а ПРЕДЕЛ(!), за которым - реальная опасность для здоровья людей. Так вот, по крайне опасному угарному газу этот предел уже превышен более чем в полтора раза.
- Кроме того, строительство гаражей - это объект для государственной экологической экспертизы, - продолжает Наталья Сергеевна. - Без нее строители не имели права начинать какие-то работы.
И тем не менее однозначно утверждать, кто именно и в какой степени виноват в том, что город лишился еще одного зеленого уголка, Е. Бояркина и Н. Ступина пока не берутся. Вчера начато административное расследование этого случая. Газета вернется к теме, когда станут известны новые подробности и детали.