Проблема лесных пожаров. Государство бессильно?
В воскресенье на территории нашей страны полыхало более 500 лесных пожаров, в тушении которых участвовало около десяти тысяч человек. Больше всего очагов зафиксировано в Иркутской (226) и Читинской (95) областях, а также в Республике Бурятия (68). Там из-за сухой погоды сложилась действительно экстремальная ситуация.
По этой причине Государственная лесная служба и Совет федерации обратились к правительству с просьбой выделить дополнительный миллиард рублей на профилактику и тушение лесных пожаров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Однако эти деньги вряд ли принесут желаемый результат. Справиться с лесными пожарами в России можно будет только тогда, когда изменится психология самих россиян.
Над Восточной Сибирью уже несколько дней стоит густой смог: горят десятки тысяч гектаров леса. Лишь вчера десятки самолетов смогли продраться сквозь дым и вылететь из аэропортов Иркутска, Улан-Удэ и Читы к местам назначения. Жители этих городов и многих других населенных пунктов задыхаются от дыма, резко возросло количество обращений к врачам.
- Нынешний год для Сибири - экстремальный. По данным Росгидромета, 108 лет не было там такой жаркой погоды при минимальном количестве осадков, - заявил "Известиям" первый заместитель министра природных ресурсов России, руководитель Государственной лесной службы Валерий Рощупкин. - Охрану же таких больших лесных площадей тем количеством сил и средств, которыми обладает сейчас лесная охрана, можно обеспечить лишь при нормальных погодных условиях, когда ситуация штатная.
В других регионах России, по данным Министерства природы, лесных пожаров зарегистрировано меньше, чем в прошлом году. Даже на Дальнем Востоке, где в воскресенье лес горел в ста точках, площадь пожаров сейчас все же пока меньше, чем в июне 2002 года.
В бюджете этого года на профилактику и тушение лесных пожаров заложено столько же средств, сколько и в бюджете-2002, - один миллиард рублей. Половина этих денег должна была пойти на профилактику лесных пожаров: обновление просек, создание специальных водоемов, ремонт противопожарной техники, проведение учений. Другая половина - собственно на борьбу с пожарами, от которых никуда не деться.
- Думаю, что на профилактику и борьбу с лесными пожарами из-за чрезвычайно плохих погодных условий в Восточной Сибири теперь уйдет уже два миллиарда рублей, - подчеркнул Валерий Рощупкин. - Это ожидаемые затраты. Поэтому мы и Совет федерации обратились с просьбой о выделении дополнительного миллиарда в правительство России. Сейчас все документы находятся на рассмотрении в соответствующих министерствах и ведомствах. Решение должно быть принято оперативно.
По неофициальным данным, в прошлом году ущерб от лесных пожаров составил около трех миллиардов рублей. Валерий Рощупкин называет другую цифру - всего 700 миллионов рублей. По его словам, размер ущерба не очень велик, потому что большинство пожаров в лесах России так называемые низовые, которые оставляют всю древесину целой. Верховых пожаров, напрочь сжигающих деревья, обычно регистрируется около десяти процентов. Однако в этом году, например, в Иркутской области таких пожаров большинство, сообщили "Известиям" в областной администрации. Эти пожары возникают и быстро распространяются из-за сильного ветра, скорость которого достигает 160 километров в час, и пониженной в четыре раза против обычной для этого времени года влажности.
По словам главы Гослесслужбы, стоящая в Восточной Сибири жаркая сухая погода лишь способствует распространению лесных пожаров, однако вовсе не является их причиной.
- Все охранные мероприятия должны строиться не на борьбе с пожаром, а на ликвидации первопричины. Первопричина большинства лесных пожаров - это человек, - уверен Валерий Рощупкин. - Если взять Дальний Восток, то там во многих селах нет работы, поэтому люди занимаются частным промыслом. Они ищут в лесу сброшенные рога, женьшень, собирают папоротник и продают его по два доллара за килограмм в Китай. Людей, сжигающих сухую траву, чтобы быстро вырос папоротник, там очень много. В Читинской же области леса в этом году загорелись из-за неконтролируемого и плохо организованного сельскохозяйственного пала. Кстати, на участки, которыми владеют лесопользователи, например лесхозы, приходится только один процент пожаров. Там есть порядок. Поджигают же лес люди, живущие в деревнях, селах и городах.
По словам Рощупкина, в России находится почти четверть лесных площадей мира и охватить их полным объемом профилактических работ, например прорубить на всей территории противопожарные просеки, практически невозможно. Для этого потребуются колоссальные средства, соизмеримые чуть ли не со всем бюджетом страны. Поэтому для того чтобы избежать лесных пожаров, нашему государству необходимо ужесточить ответственность за умышленный или неосторожный поджог леса.
- Можно сколько угодно писать лозунги "Берегите лес", но вот, например, в Финляндии за поджог леса вы можете получить десять лет тюрьмы и заплатить еще колоссальный штраф. Наказание во многих других странах за это еще жестче, - рассказал глава Гослесслужбы. - У нас же в стране только в этом году более шести тысяч человек пойманы на поджогах, но в суд передано не более десятка дел!
Кроме ужесточения уголовной и административной ответственности, снизить количество пожаров, по мнению Рощупкина, поможет повышение эффективности работы сельских пожарных служб, которые подчиняются районным администрациям. Они должны пресекать попытки осуществления сельскохозяйственного пала, рассказывать населению о правилах поведения в лесу.
- Надо воспитывать людей, объяснять в газетах, на телевидении, по радио. Кроме того, необходимо развивать лесную промышленность, - заметил Рощупкин. - Сейчас в промышленных целях вырубается всего 20% леса. А 80% лесных ресурсов, которые можно и нужно вырубать, гниют, перестаивают и создают опасность пожара.
Мнение ученого-эколога
Определение ущерба от таежных пожаров - это терра инкогнита, то есть область неизведанного, заявил "Известиям" заведующий лабораторией Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Сергей Сиротский. Ученый высказал убеждение, что большинство лесных пожаров на Дальнем Востоке - результат умышленных поджогов. К этому выводу подталкивает космическая фотосъемка: в России и в Китае леса однотипные, но горят почему-то только наши. Сиротский подчеркнул, что при официальной вырубке лесозаготовителям приходится платить налог - так называемую "попенную оплату", где учитывается каждое сваленное дерево или оставшийся пень. А на пожар можно списать целые лесосеки - узнать истину очень трудно.
Космическая фотосъемка способна определить лишь районы возгорания, но никак не его причину. По словам генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева, данные космических аппаратов однозначно свидетельствуют, что год от года лесных пожаров на территории России становится все больше. После поджога, как разъяснил Сергей Сиротский, леса, тронутые огнем, подлежат списанию и ликвидации. Но сколько леса в действительности будет ликвидировано и в дальнейшем реализовано по спекулятивным ценам, не может выяснить ни один следователь, хотя уголовные дела по факту лесных пожаров на Дальнем Востоке возбуждались неоднократно. Экономический ущерб пожары наносят и здравоохранению, поскольку требуют непланового медицинского обслуживания населения. Подсчетом убытков по этой статье занимаются региональные санитарно-гигиенические службы. Установленных норм на сей счет не существует: все зависит от плотности населения и величины пожара.
Как борются с лесными пожарами в США
Лесные пожары стали настоящим бедствием для США в последние годы. В 1988 году они уничтожили 3 миллиона гектаров леса, прошлым летом - 810 тысяч гектаров. Тогда пожары охватили почти всю территорию американского запада - от Канады до Мексики. Несколько округов штатов Аризона и Колорадо были объявлены "зоной национального бедствия".
К тушению привлекли десятки тысяч пожарных, сотни бульдозеров, вертолеты и самолеты. Из-за опасности взрывов были перекрыты газо- и нефтепроводы. К борьбе со стихией подключился Пентагон. Из федерального бюджета были выделены два миллиарда долларов. Пытаясь не допустить повторения трагедии, в начале июня этого года американский сенат принял закон "О восстановлении леса". В свою очередь Служба леса в качестве основной меры борьбы предложила ускоренную заготовку и транспортировку древесины. Эта мера поможет сократить потери лесного массива от пожаров на 23 процента в ближайшие 50 лет.
Американские экологи критикуют и первый, и второй вариант (по их мнению, предлагаемые меры являются "вмешательством в естественные процессы") и предлагают свой. Институт восстановления природной среды при Университете Аризоны назвал ключевым "фактором риска" высокую плотность молодого подроста в местах вырубки крупных деревьев. В качестве доказательства привели тот факт, что в результате прошлогодних пожаров те районы, где подлесок сосны был уничтожен, пострадали значительно меньше.
Как нужно бороться с лесными пожарами?
Александр АДАМСКИЙ, ректор Института образовательной политики "Эврика":
- Я только что вернулся из Бурятии и нахожусь под впечатлением от того, что там происходит с пожарами. Для детей, живущих в районах лесных пожаров, это просто какой-то Освенцим. Там невозможно находиться, невозможно дышать! Что касается методов борьбы с пожарами, то поскольку огонь часто распространяется по верхушкам деревьев, никакие противопожарные рвы и вырубки не помогают. Ужесточение наказания за неосторожное обращение с огнем тоже ни к чему не приведет, ведь всякое ужесточение наказания является провокацией к усилению коррупции. Я вижу единственный выход в гражданском воспитании и образовании. Надо как можно чаще показывать результаты человеческой небрежности и бесхозяйственности, разрушительные последствия для здоровья и хозяйства. Плюс к этому у нас ведь никто не понимает: чья это собственность - лес. Мы в школах требуем от детей знания предметов, но не умеем растить хозяев. Пока мы не вырастим настоящих хозяев, леса будут продолжать гореть.
Василий ЛАНОВОЙ, актер:
- Мне думается, что проблема лесных пожаров вытекает из проблемы нашего отношения к стране, вопроса существования гражданского общества. В одном ряду с пожарами стоит деградация культуры, науки, разруха в системе здравоохранения, в хозяйстве. Думаю, что нужны сверхэкстренные меры, но не только в тушении пожаров, потому что по отдельности такие проблемы не решить.
Валерий МЕНЬШИКОВ, член совета Центра экологической политики России, член Клуба "Известий":
- Очень важно с раннего детства воспитывать понимание, что мы - не пуп вселенной, а всего лишь одна из составляющих природы. Прививать культуру и уважение ко всему, что тебя окружает. Второй аспект - улучшение прогнозирования, чтобы тушить пожары в зародыше. Современный уровень науки это позволяет. И воспитание, и прогнозирование стоят денег, но эта деятельность финансируется по остаточному принципу. Я рад, что буквально две недели назад впервые в истории России состоялось заседание Госсовета с участием президента, специально посвященное проблемам экологии. Поставлен вопрос о возрождении единого общенационального контролирующего органа, который будет заниматься этими вопросами.
Сергей ВОРОБЬЕВ, постановщик трюков:
- Я думаю, что необходимо использовать все меры, какие только есть. Но все-таки самым эффективным способом я считаю активную пропаганду. Надо все время крутить ужасы по телевизору, в газетах, по радио. Думаю, что ужастики должны возыметь свое действие.
Мария ДАНИЛОВА, кандидат биологических наук, член Клуба "Известий", Екатеринбург:
- Единственный выход мне видится в укреплении государственной системы по борьбе с пожарами. Но и этот выход - не выход. Мне известно, что леса поджигают специально, чтобы потом выгоревшие участки с вполне кондиционной древесиной скупить по дешевке. Горят только ветви, а ствол дерева остается пригодным для продажи. Выгода - огромная. Выражение "наше зеленое богатство" наполнилось совсем другим смыслом. А с этим бороться трудно.