Большой нефтепровод - большая политика?
Саян-Лама не склонен обсуждать экономические достоинства и недостатки проектов транспортировки западно-сибирской нефти от Ангарска в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Северный или южный вариант эффективнее и полезнее для государства в целом, по его мнению, должны решать специалисты.
- А для меня важнее, - говорит настоятель Усть-Ордынского дацана, - чтобы люди, занимающиеся проектами, включая ученых и представителей общественности, в спорах своих не забыли о местных жителях, о людях, живущих на тех землях, по которым в конце концов будет проложена труба. Как духовный деятель, я исхожу из того, что самое главное - забота об этих людях. Прокладка трубы может изменить привычную среду обитания и даже образ жизни местного населения. Надеюсь, что специалисты, ученые и политики будут руководствоваться не только экономической эффективностью, денежными суммами, государственными и частными интересами и выгодами, но и простой житейской мудростью. Что они в полной мере учтут тревоги и заботы жителей, не станут экономить на экологии, на защите и сохранении среды их обитания...
Труба округу - не помеха?
По совместной инициативе Усть-Ордынских окружных исполнительной и представительной ветвей власти и общественных организаций, при содействии Иркутской администрации в поселке Усть-Ордынском состоялся не вполне обычный "круглый стол". Чтобы объективно разобраться, какое экономическое, экологическое, социальное влияние на округ и его жителей может оказать планируемое строительство магистрального нефтепровода от Ангарска к восточным рубежам России, сюда были приглашены не авторы двух проектов, не инициаторы строительства, а ученые из Иркутска и Улан-Удэ. Встреча носила неформальный характер, а потому была предельно искренней.
Интерес усть-ордынцев к выбору варианта будущей трассы - северный или южный - не случаен. При прокладке нефтепровода по северному берегу Байкала, он пересечет и территорию округа. Логично предположить, что этот вариант принесет экономические и социальные выгоды, может быть, даже поможет вывести субъект РФ из разряда дотационных. Но при этом нельзя исключить, что крупная стройка на сельскохозяйственных и лесных землях округа породит множество новых проблем, прежде всего экологических. Чего же больше - плюсов или минусов? Если же трасса будет проложена южнее озера, она округа не коснется вовсе. Тогда - никаких проблем. Но и экономических дивидендов - ноль...
Михаил Кузьмин, председатель президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН), уже во вступительном слове дал понять, что однозначного ответа на громадное количество возникающих (не только у усть-ордынцев) вопросов пока не существует: "Экономически, политически и, наконец, социально эта программа очень ценна для наших территорий. Но есть масса проблем, которые необходимо решить, прежде чем мы приступим к строительству нефтепровода по одному из альтернативных вариантов". По мнению Михаила Ивановича, нефть будет активно использоваться в мире еще лет 20 - 50. Но в это же время будет стремительно нарастать дефицит чистой, пресной воды, недостаток которой уже и сегодня испытывают многие страны Азии и Африки. Поэтому не исключено, что в ближайшие десятилетия мы всерьез задумаемся о переброске байкальской воды в другие районы планеты. Значит, продавая нефть, мы должны обеспечить стопроцентную защиту озера от загрязнения. Технические возможности для этого есть. Важно выбрать вариант, наименее опасный по природным и климатическим условиям.
Из ответов ведущего специалиста Института систем энергетики СО РАН Л. Платонова и заместителя председателя президиума ИНЦ СО РАН И. Бычкова, участники встречи узнали, что единого мнения о преимуществах какого-то одного варианта трассы пока нет ни в правительстве, ни в Сибирском отделении РАН. Оба имеют много плюсов, и оба не лишены "слабых мест". По их мнению, для принятия обоснованного решения необходимо провести тщательную комплексную экспертизу обоих проектов с обязательным привлечением научных сил Сибирского отделения РАН.
Эмоции в сторону
Похоже, что многих усть-ордынцев, экономически заинтересованных в северном варианте, огорчило выступление старшего научного сотрудника института земной коры, кандидата геолого-минералогических наук А. Чипизубова. Сравнивая сейсмическую опасность альтернативных вариантов трассы, он сделал категоричный вывод: "Южный компромиссный вариант трассы нефтепровода Ангарск-Чита-Сковородино-Находка находится в несопоставимо лучших условиях, чем северный". Вывод, как подчеркнул исследователь, основан не на эмоциях, а на объективных научных данных. Северная трасса пересечет 14 зон высокоактивных рифтогенных разломов. Около тысячи километров нефтепровода окажется в зоне 9-балльной сейсмичности, где при детальном изучении, вне всякого сомнения, будут выделены и 10-балльные зоны. На этой трассе, по утверждению ученого, "следует ожидать гигантских обвалов и скальных оползней объемом до 150-300 миллионов кубометров". Один такой обвал, из наиболее известных, завалил верховья реки Кичеры на протяжении трех с половиной километров, образовав два подпрудных озера. Подобных природных катаклизмов, конечно же, никакой нефтепровод не выдержит.
Впрочем, какую-то часть населения такая безысходность даже успокоила. Евгения Ханкасаева, руководитель Усть-Ордынского центра народного творчества, выступая от имени своих родственников и многих земляков, живущих в селе Гоханы, высказалась против прокладки любых трубопроводов, поскольку: "Все, что есть в тайге, чем живет местное население, будет уничтожено. Может быть, округ в целом, область, вся Россия и олигархи при этом получат какие-то выгоды, но конкретные семьи, живущие на этой земле, не получат ничего, кроме разорения и новых социальных проблем..."
Неожиданный поворот в разговоре вызвало выступление В. Мантатова, советника президента республики Бурятии, доктора философских наук, директора Института устойчивого развития при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете (Улан-Удэ). Оставив в стороне проблемы экономики и экологии, Вячеслав Владимирович обратился к геополитическому фактору: "В условиях глобализации, которая в настоящее время идет по единственному американскому сценарию, очень важно установление стратегического партнерства России с Китайской Народной Республикой. КНР очень заинтересована в южном варианте. Строительство нефтепровода из Ангарска в Дацин - это один из факторов создания многополярного мира..."