Охрана братьев наших меньших
Сегодня на 33 района Приангарья – девять охотинспекторов.
Второй год действует поправка в Федеральный закон «О животном мире», согласно которой вся охрана этого мира перекладывается с плеч Федерации на регионы. Вместе с обязанностями переданы и финансовые средства. Как показало время, денег этих недостаточно. На рассмотрение комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания поступил проект Закона «О порядке использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов».
Представляя законопроект, руководитель службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Валентин Бороденко обрисовал сложившуюся ситуацию. На этот год Федерация выделила области субвенцию в размере 12,7 млн. рублей. Этих денег хватает, чтобы содержать 18 государственных инспекторов. Половина из них базируется в Иркутске, половина – в районах. Те есть получается, что на 33 района – всего лишь девять инспекторов. Понятно, что такой «армии» бороться с браконьерами просто не под силу.
Да и кроме браконьеров работы хватает.
– В прошлом году в бюджет области должно было поступить 15 миллионов рублей платежей за пользование животным миром, – рассказал Валентин Бороденко. – Но из-за нехватки людей удалось собрать лишь 9 миллионов. Есть и еще один источник доходов, который мы упускаем. Законодательство предусматривает взимание платежей за прокладку трубопроводов и линий электропередач по территории области. Наш предшественник, Россельхознадзор, за период с 2005 по 2008 год согласовал таких платежей на 130 миллионов рублей. Все они должны были быть перечислены в муниципальные бюджеты. Но это не сделано до сих пор. При нашем сегодняшнем штате выбить эти долги через суд просто нереально.
Еще в сентябре в Правительство РФ было направлено обращение об увеличение субвенций. Оно подействовало: в этом году на охрану подкинули… 872 тыс. рублей. Они, конечно, не спасают положение. Требуется как минимум еще 12 млн. рублей. Только после такого финансового вливания можно рассчитывать, что в каждом районе появится свой охотинспектор. Вся надежда на помощь областного бюджета.
– Мы рассматриваем законопроект о порядке использования бюджетных средств, а сами-то средства выделены? – задал резонный вопрос член комитета ЗС Илья Сумароков. – Если нет, то это пустой разговор.
Как выяснилось, разговор не совсем пустой. Притязания службы по охране и использованию животного мира на дополнительное финансирование были отклонены как раз по причине отсутствия закона об их трате. Будет закон – тогда будут, точнее, возможно, будут и деньги, заявили Валентину Бороденко областные финансисты.
Закон практически готов, а вот деньги…
– Вы знаете, какой у нас напряженный бюджет на этот год, – заявила временно замещающая должность министра финансов области Татьяна Поронова. – Дополнительные средства мы можем рассматривать только в рамках формирования будущего бюджета. Я считаю, что мы как-то с большой легкостью принимаем на себя обязательства, соглашаясь на условия Федерации. Чтобы полностью выполнять те же обязательства по охране животного мира, нам нужно не 12, не 24, а 40 миллионов рублей.
Надеясь, что дополнительные доходы все же дадут возможность профинансировать охрану братьев наших меньших, члены комитета рекомендовали сессии ЗС принять закон в первом чтении.