Артур Скальский

© Babr24.com

ИркутскИркутск

9440

02.02.2009, 13:07

Мифы об Иркутске

На последнем заседании депутатской группы думского комитета по социальной политике начальник управления по делам молодежи и защите прав несовершеннолетних Дмитрий Абрамович с дрожью в голосе поведал результаты опроса, проведенного среди 2 тысяч студентов высших и средних учебных заведений города. Самый молодой начальник управления городской администрации рассказал, что 32% учащихся намерены остаться в Иркутске после получения диплома, а 40% респондентов планирует покинуть город. Главными причинами миграционных настроений среди иркутских студентов стали цены на жилье (29,3%), сложности в трудоустройстве на высокооплачиваемую работу (26,4%) и высокая стоимость жизни в городе (21,9%). Чемоданное настроение ровесников так расстроило молодого чиновника, что он практически не обратил внимания на приписку о том, что большая часть уезжающих не имеют постоянной иркутской прописки, а почти все остающиеся активно работали, пока другие «строили любовь» как в «Доме-2».

В кулуарах депутаты – люди взрослые и прагматичные – еще раз удивились великой силе СМИ, которая закладывает в неокрепшее сознание подростков шаблоны прямого воздействия. Ведь упоминаемые в опросе «провинциальные» проблемы города – благоустройство и наркомания – среди молодежи имели широкий резонанс, но в ином контексте. Повторяя за политиками в телевизоре формулировки о необходимости борьбы с наркоманией и благоустройстве города, пока молодежь не уехала в другие города, молодые зрители снайперски программируются на высокомерное отношение к глухой иркутской провинции, где остаются только неудачники.

Телевизор не сообщает взахлеб о том, что летом впервые за 8 лет эмиграция иркутян остановилась, и начался обратный отсчет. Ни одна газета не написала, что за последние 3 года уровень наркомании среди детей и подростков в Иркутске уменьшился в 16 раз. Молодежи не рассказывают, что на благоустройство города в прошлом году потратили несколько сот миллионов. И, разумеется, огромным открытием для молодых людей стал бы факт, что сами они – лишь статисты в спектакле под названием «большая политика», где главным жанром является мифотворчество.

Миф №1: «В городе душат малый бизнес в угоду монополистам».

В постиндустриальном Иркутске оборот крупных и средних организаций в 1-м полугодии 2008 года вырос на 172,9 % к аналогичному периоду прошлого года и составил 80,9 млрд рублей. Самым популярным видом бизнеса в Иркутске является торговля и автосервисы – 46%, промышленные виды деятельности занимают 23,2% (включая распределение электроэнергии, газа и воды), еще 13,2% приходится на транспорт и связь и 6% на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.

Проекты, которые мэрия развивает целенаправленно с помощью грантов, субсидий и административной поддержки, относятся к так называемому наукоемкому сектору. Иркутск прочно обосновался в российской сети трансфера технологий: в актуальном состоянии находятся около 30 технологический профилей, а ноу-хау, запатентованное как «печь для утилизации биологических отходов и кремации умерших животных», размещена в пятерке самых востребованных проектов. В среднем по России на город приходится не более 10 проектов. Со вступлением в должность начальника управления по стратегическому развитию и инновационной политики Евгения Семенова в Иркутск зачастили высокопоставленные менеджеры корпорации «Роснано», а его инфраструктурные проекты и программы по поддержке малого бизнеса ведомства Марины Еремеевой стали считаться образцово-показательными далеко за пределами Иркутска.

В последнее время администрация серьезно занялась компаниями, разрабатывающими технологии мусоропереработки. За последние три года программы городской администрации сформировали целый «мусорный кластер». Самая известная «мусорная» компания «Сибэкотранс» появилась на беспроцентный кредит, выделенный городской администрацией. «Нитек» запустил в Иркутске производство отделочной плитки, в основе которой лежит алтайская технология по использованию вторичного полиэтилена. «Экополимер» работает с московской технологией рециклинга вторичных «загрязненных» полимеров. Причина интереса иркутской мэрии к малому бизнесу банальна до безобразия: городской бюджет практически не получает налогов от зарегистрированных в других регионах производственных монстров, вроде Иркутского авиазавода. Поэтому развитие малого бизнеса – единственный способ увеличить городской бюджет.

Миф №2: «В Иркутске строится только элитное жилье».

Профессионального строителя Владимира Якубовского принято ругать за недоступное жилье в Иркутске. Между тем, устав несколько лет назад договариваться с иркутскими застройщиками, монополизировавшими рынок стройматериалов, мэрия «прокачала» МУП УКС города Иркутска до уровня крупного строительного игрока, способного доставить серьезнее неприятности коммерческим застройщикам. До начала финансового кризиса фактически каждая десятая квартира в Иркутске была построена по подряду муниципальной строительной компании, и Владимиру Якубовскому, в отличие от мэров других городов, не приходилось втридорога выкупать квартиры для выполнения федеральных программ. Недостаточно большое количество участников программы «Жилье молодым семьям» связано отнюдь не со строительным циклом, а скорее с финансовыми возможностями самой программы.

Строительное образование мэра помогло ему «уворачиваться» от «почетных поручений» администрации Александра Тишанина по сдаче вмененного количества квадратных метров (в обмен на много-много земельных участков строителям) и других «приятных» моментов нацпроекта «Доступное жилье». Образование главы города повлияло и на решение другой очень серьезной проблемы. Когда заведующий лабораторией сейсмостойкого строительства Института земной коры Юрий Бержинский начал проверять на стойкость хрущевки 335-й серии, главы муниципальных образований Иркутской области были на грани сердечного приступа. Газозолобетон в панелях уничтожал арматуру под воздействием температуры, воздуха и воды, попадавшие туда через микроскопические трещины. Через 30-40 лет эксплуатации в стенах появляются сетки трещин, которые пронизывают всю толщину стены, на торцах домов отслаивается защитный слой, а через 40 лет дома, находящиеся в 8-балльной зоне, теряют сейсмостойкость.

Самая жуткая картина оказалась в Ангарске, где в таких домах миллион жилых квадратов. В ответ на предложение заняться жилым фондом администрация тогдашнего мэра Евгения Канухина с ужасом замахала на Бержинского руками: "Упаси вас Боже рассказать людям, в каких домах они живут". Хрущевки раскрасили в веселый цвет и таким образом «модернизировали».

Иркутск на реконструкцию стеновых панелей жилых домов первых массовых серий выделил 92,7 миллиона рублей. Панели в домах 335-й и 163-й серий укрепляются до требований сейсмобезопасности, на панели надеваются вентилируемые фасады. И когда после ремонта домов в Ленинском, Октябрьском и Свердловском районах финансовый лимит был исчерпан, на реконструкцию домов в микрорайоне Юбилейном дополнительно потребовалось 11,1 миллиона рублей. И ведь выделили.

Миф №3: «Иркутск – самый некрасивый город на планете».

Для понимания причин, по которым Владимира Якубовского активно обвиняли в градостроительном непрофессионализме, достаточно одного посещения любого градостроительного совета города. На последнем присутствующие наблюдали, как проектировщики «Иркутскгражданпроекта» обвиняли «Промстройпроект» в нарушении регламентов и выносе детского сада за границы проекта, на чужую территорию. Переводя с языка умных людей на язык общечеловеческий, о причинах спора можно сказать следующее: «ПСП» выполнил проект самого желанного Кировского района, нарушив монополию «ИГП» на территории, где находятся самая дорогая земля, самое большое количество памятников архитектуры и самый запутанный клубок юридических противоречий в районе правобережных развязок нового Ангарского моста.

Мэрия, точнее бывший главный архитектор города Евгений Третьяков, пошел на этот шаг осознанно, чтобы устранить разногласия между «ИГП», который не проектировал новый Ангарский мост, и спроектировавшим сооружение «ГипродорНИИ». Согласование развязок в финальной стадии работы над генпланом вылилось в череду скандалов на областных градостроительных советах, и мэрии не хотелось сиквела во время разработки проектов планировки. Если копнуть совсем глубоко, то за пресловутым пунктом 4.9, отобравшим у города не кадастрированные земельные участки, также стоят лица, не посторонние для института «Иркутскгражданпроект». В общем, архитектура в Иркутске – вопрос политический, а у отдельных представителей «Иркутскгражданпроекта», частично находящегося в областной собственности, масса причин обижаться на городскую администрацию – политических, финансовых и даже личных. Поэтому чаще всегоВладимира Якубовского обвиняют в безграмотности архитектурного и градостроительного плана.

Миф №4: «В мэрии работают сплошь тупицы и дегенераты».

Владимир Якубовский знает толк в женщинах. Чтобы понять эту простую вещь, достаточно посмотреть на кадровую политику городской администрации, в которой ключевые позиции занимают self-made woman: взрослые, красивые, успешные и весьма профессиональные леди, которые за столом переговоров с обаятельной улыбкой непринужденно скручивают в бараний рог пришедших к ним с мечом мужиков. Об иркутский стиль управления – железный кулак в бархатной перчатке – не раз разбивался жесткий патриархат «серого дома», построенного по соседству.

В городском бюджете, сотканном элегантной интеллектуалкой Галиной Зюбр, отчего-то всегда находились «заначки» на внеплановое расселение правобережных развязок. Кадровые решения улыбчивой Елены Войцехович уже не раз выбивали почву из-под ног областных чиновников, превращая их бывших соратников в конкурентов. Любимый архитектор мэра Евгений Третьяков долго был мишенью для юридических и политических обстрелов, пока женская половина городской пресс-службы терпеливо и методично развенчивала мифы о великих архитектурных талантах его конкурентов, под большим секретом сливая журналистам суммы контрактов, не доставшихся оппонентам.

Впрочем, совсем недавно у всех желающих был повод убедиться, что многие нюансы в искусстве управления подчиненные Владимира Якубовского перенимают у своего шефа. Когда до Иркутска доехала французская дипмиссия из представителей 8 французских предприятий, во главе с послом Франции господином Станисласом де Лабуле, мэр Иркутска терпеливо слушал длинный монолог на тему «скорей, скорей любите нас, вам очень повезло». После чего широко улыбнулся и рассказал о продуктивном общении с послом Германии Вальтером Юнгом Шмидом и прямом рейсе Иркутск – Мюнхен, который стартует в следующем году.

«У кого контакты более прямые и быстрые, тот и побеждает», - резюмировал Якубовский, любуясь выражением лица французского собеседника.

Сотрудники мэрии вспоминают только один эпизод, когда политический лис Владимир Викторович позволил себе стать львом и прилюдно повысить голос. На следующий день после своего избрания в мэрию приехал один из депутатов, владеющий сетью развлекательных заведений. Как обычно, на огромном «Хаммере» с несколькими телохранителями, перекрывшими холл на первом этаже мэрии. Владимир Якубовский, у которого охраны отродясь не водилось, громко объяснил депутату, что с сегодняшнего дня телохранители будут ждать своего работодателя на улице. И только на улице!

Миф №5: «Иркутском управляют строительные олигархи».

Трудно сказать, когда на позициях неформальных лидеров в городской элите оказалось «братство врачей». Мэр-строитель наряду с Новым годом, 23 Февраля и 8 Марта предпочитал отмечать первое воскресенье августа. Но однажды чувство глубокого неудовлетворения рядовых депутатов городской думы, общественников и чиновников напористым строительным лобби вошло в резонанс с настроением самого градоначальника, и сейчас многие финансовые решения в городе контролирует костяк «добрых докторов». Подтверждение данному факту все желающие могли наблюдать во время общественных слушаний по бюджету.

Владимир Якубовский негромко, но очень настойчиво во второй раз объяснил одному из строителей-депутатов причины, по которым не хотел бы сейчас перераспределять статьи по благоустройству рекреационных территорий города в пользу освобождения земельных участков в центре города для коммерческих объектов иркутских строителей. Первый раз был накануне вечером, в долгой личной беседе.

Шесть главврачей с депутатскими значками заседают в городской думе, два главврача и директор социально-реабилитационного учреждения представляют интересы города в Законодательном собрании, трое не теряют времени в городской Общественной палате. Под чутким руководством медицинского тандема Валентина Вобликова – Ирина Губанова все они удачно лоббируют ассигнования в сферу здравоохранения, куда ежегодно направляется более 400 миллионов рублей. Не считая строк в программе капитального строительства.

Нужно ли удивляться массированному выделению средств на реконструкцию медучреждений, стимулирующие выплаты для молодых специалистов и новое оборудование? Спору нет, построенные в 60-е годы здания больниц больше, чем кто-либо, нуждались в капитальном ремонте. Но в течение последних трех лет плановый ремонт, начинавшийся с бюджета в 25-30 миллионов рублей, обрастал дополнительными статьями расходов на 200 миллионов. В течение года субподрядчики УКСа оставляли от неприспособленных к медицинским требованиям зданий только каркасы и заново начиняли перекрытия трубами, проводкой и новым оборудованием.

Пожилые врачи отремонтированной «десятки» в приехавшем с инспекцией Владимире Якубовском видели – ни много, ни мало – сошедшую на землю благодать. Через час восторгов реанимационными палатами, как из американских сериалов, и похожим на звездные врата компьютерным томографом мэр вытащил из закромов последний огурец, публично зарекшись «резать» 100 млн рублей на реконструкцию второй серии «десятки». Управленцы от медицины не смогли сдержать улыбку удовлетворения. Здоровье – прежде всего.

Миф №6: «Общественные организации мэрию ненавидят».

Отношения властей и общественных организаций – тема особая.

Организация организации рознь. Диалог с традиционными общественными организациями, вроде союзов пенсионеров и советов ветеранов, аккуратно и сердечно выстраивает каждый градоначальник. Отношения с молодежными общественными организациями отражены в городском бюджете. Совсем другое дело, когда группу последователей сколачивает молодой харизматичный лидер, за которым как за знаменем идут люди, и в городе появляется несистемная общественность со своими целями.

Трудные, но интересные задачи по налаживанию отношений мэрия решать как минимум обязана. Самое яркое явление последнего времени – инициативное движение иркутян против точечной застройки, сложившееся на базе ТСЖ, ЖСК и ТОСов. Эволюция от стихийных протестов с целью плюнуть в душу застройщика к отлаженной структуре быстрого реагирования была вопросом времени. При наличии харизматичного лидера. Таковой не замедлил появиться, и специфичные чаепития образовательного формата с инициативными группами в городской администрации стали традиционными. На этих встречах чиновники комитетов по ЖКХ, градостроительной политике и депутаты городской думы налаживают контакты с ячейками гражданского общества в отдельно взятых микрорайонах.

Социальные сети – инструмент тонкий и требующий методичной проработки. Городская администрация, где трудятся не самые глупые люди столицы Приангарья (см. выше), работу с ними строит дотошно, почти ювелирно. Кому-то приятно получить открытку на 9 Мая, кто-то ждет от бюджета символических сумм на покупку глины, бумаги, бересты и муки для кружков традиционных сибирских ремесел, кое-кто с помощью городской администрации учится играть по правилам государства.

Общественные слушания – самый очевидный результат работы администрации с активными гражданами. На мероприятии, посвященном бюджету города, общественность единодушно признала принятый в разгар экономического кризиса бездефицитный бюджет столицы Восточной Сибири «бюджетом умеренного развития». И это заслуга не только Галины Зюбр, но и всей городской системы, аккуратно выстроенной иркутским мэром за 11 лет присутствия у власти. Поэтому знающие люди многозначительно кивают, выслушивая истории о чудесах в день голосования на иркутских избирательных участках. У начинающего волшебника Якубовского в запасе еще много приемчиков. И пока недоброжелатели сочиняют очередной миф, он наверняка продемонстрирует парочку новых.

Леся Понторезова


ОБЪЯВЛЕНИЕ

Доставляем журнал "Иркутские кулуары" нашим читателям. Стоимость доставки 100 рублей. Телефон службы доставки: 8-964-1257227.


Весь номер журнала в формате PDF: http://rubabr.com/kuluar/9.pdf

Артур Скальский

© Babr24.com

ИркутскИркутск

9440

02.02.2009, 13:07

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=50443

bytes: 16831 / 16696

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Гришин Сергей

Бриль Николай

Самойличенко Владимир

Хмелев Сергей

Свидерек Кшиштоф

Зуев Николай

Иванов Андрей

Макушенко Елена

Галсанов Ким

Айдаев Геннадий