Когда Индия «врезалась» в Азию
В Институте земной коры Сибирского отделения Российской академии наук прошло всероссийское совещание «Эволюция литосферы Центрально-Азиатского подвижного пояса (от океана к континенту)».
О том, какие проблемы обсуждались на совещании, рассказывает директор института, член-корреспондент РАН Евгений Скляров.
– Это совещание проходит ежегодно. Шесть лет назад была поддержана предложенная мною и моими коллегами программа под названием «Геодинамическая эволюция литосферы Центрально-Азиатского подвижного пояса (от океана к континенту)». Она была рассчитана на 10 лет, но по правилам академической науки должны действовать трёхгодичные программы, поэтому мы разбили её на три блока и название её каждый раз несколько видоизменялось. Сейчас заканчивается второй этап работы.
В рамках программы предусмотрено ежегодное совещание, на которое собираются ведущие специалисты, занимающиеся геологией Центральной Азии. Надо отметить, что к нам не ездят с «перепевами старого». Здесь обмениваются «свежеиспечёнными горячими пирожками с пылу, с жару», ещё не опубликованными данными. Здесь собираются ведущие в определённой области исследований учёные, завязываются контакты, возникают плодотворные совместные работы, которые дают весомый результат.
За эти годы у нас сформировался хороший, действенный коллектив из более чем 50 специалистов из разных уголков России – от Санкт-Петербурга до Сахалина и Камчатки. Мы привлекаем наиболее толковых исследователей. Это люди, может ещё и не увешанные регалиями, но у каждого есть живой интерес к работе, стремление самим апробировать результаты и получить новейшую информацию из первых рук. В Иркутске, поскольку здесь всё и организовывалось, действует самая активная команда.
В чём же суть нашей программы? Геологическое строение Центральной Азии очень сложное. И за то, что сформировалась такая обстановка, ответственны многие процессы: и метаморфизм, и тектоника, и магматизм, и осадконакопление, и т. д. И поскольку в программе участвуют не узкие специалисты, а по существу исследователи, которые изучают в той или иной степени весь диапазон геологических явлений, появляется возможность взглянуть на проблему комплексно, познакомиться со смежными областями исследований. Нельзя создать цельную картинку явления, если изучаешь какую-то одну её часть и не вникаешь во всё, что происходит вокруг. Совещание для этого и задумывалось, для этого предназначалось.
Каждый год мы обобщаем все материалы и публикуем их отдельной книгой, делая свои знания доступными для всех.
– Евгений Викторович, поясните, пожалуйста, почему в названии совещания пдчёркнуто «от океана к континенту»?
– Дело в том, что в самом Центрально-Азиатском складчатом поясе очень приличная доля пород, которые образовались в палеоокеанах. Это и днища палеоокеанов, и островные дуги, как, к примеру, Курильская, и большие блоки, как Япония, и океанические острова, как Гавайи. То есть само формирование пояса произошло за счёт причленения всех этих блоков к большому и жёсткому Сибирскому кратону. Если представить образно – так пластилиновые шарики крепятся к чему-то большому и твёрдому. Они сплющиваются, деформируются, но за их счёт континентальная масса прирастает.
– И сейчас прирастает?
– Да. Геологические реконструкции прошлого показывают, что в геологической истории Земли было несколько моментов, когда всё, что поднято над водой, всё континентальное собиралось в один крупный суперконтинент. Так появилась Родиния. Потом она начала распадаться. Кстати, именно иркутские учёные стали находить признаки распада Родинии. По этой проблеме ими собран большой фактический материал, который стал основой для многих публикаций.
Суперконтинент Родиния включал кратонные блоки Сибирь, Балтия, Лаврентия (Север США), Антарктида и другие. Распад суперконтинента привёл к раскрытию Палео-азиатского океана, процессы эволюции и последующего закрытия которого привели к формированию одного из крупнейших в Азии Центрально-Азиатского складчатого пояса, протянувшегося от Урала до Сихотэ-Алиня. Если проводить параллели с человеческим развитием, то Родинию надо считать «бабушкой» нашего континента. В качестве «мамы» можно назвать Пангею, которая распалась 250–300 млн. лет назад с образованием современных континентов и океанов.
Были и другие суперконтиненты, которые то распадались, то снова соединялись в соответствии с определёнными закономерностями развития. А вот сейчас, по нашим данным, идёт сбор такого мега-, или суперконтинента.
– Когда я смотрела карту континентальных плит, обратила внимание, что Прибайкалье находится между двумя плитами. Я поинтересовалась, не с этим ли связана высокая сейсмоопасность нашей зоны, и геофизики объяснили, что сжатие этих плит как раз ведёт к землетрясениям в регионе…
– Здесь, скорее всего, главную роль всё-таки играет до сих пор продолжающееся давление Индии, которая десятки миллионов лет назад «врезалась» в Азию, и в результате подвижек поднялись Гималаи и образовались опосредованно Саянские и другие горы. Сибирский кратон так просто не сдвинуть, и поэтому между блоками земная поверхность коробится, что сопровождается сопутствующими явлениями, такими как землетрясения, поднятие гор, вулканизм и так далее.