Фантастические бабушки
И другие находки этнографических экспедиций на севере Приангарья.
Областной центр народного творчества и досуга при финансовой поддержке департамента культуры и архивов Иркутской области этим летом организовал научные экспедиции в Качугский и Зиминский районы. Поездку на север возглавила ведущий научный сотрудник центра, председатель Союза народных мастеров Прибайкалья Лидия Мельник. Она занималась сбором сведений по теме «Материальная культура быта» – в основном поиском старинных одежды и кукол.
– Игрушка многое говорит о происхождении народа, его занятиях и увлечениях, – говорит Лидия Мельник. – Девочки повторяли поведение своих мам, использовали в игре материалы, которые оставались от шитья. Связанные щепочки могли служить основой куклы, которую наряжали в пестрые лоскутки. Были в обиходе и «скрутки» – куколки, скрученные из ткани.
Качугский район, в котором первые поселения возникли в начале XVII века, считается старожильческим. Во главе с Ерофеем Хабаровым на эти земли пришел отряд черкесов (так здесь называли казаков), потомки которых впоследствии ассимилировали с местным населением. Людей новой породы стали именовать чалдонами. Славились они трудолюбием, а следовательно, зажиточностью. Чалдоны вырубали леса под пашни, сеяли пшеницу и рожь, а муку продавали в Якутию и соседний Братский острог.
Научные сотрудники объехали Качугский район с юга на север. Останавливались в селах, ходили по избам, разговаривали со старожилами. Многое ушло из народной памяти, но кое-что еще осталось. До сих пор на поминках здесь вместе с традиционными кутьей, блинами и киселем, подают «яичницу» – омлет, запеченный с вечера в духовке русской печи.
Одна из старожилок рассказала историю о гашниках – ремешках, которые держали кулиски юбок и штанов. Женщине, которая рожала мертвых детей, соседка посоветовала украсть гашник у бабки Пелагеи. Та так и сделала, и с той поры начала рожать здоровых и сильных ребятишек. Народных поверий много, в деревнях до сих пор им следуют.
Научного сотрудника центра Маргариту Карышеву, специализирующуюся на музыкальном фольклоре, поразил ансамбль «Берегиня» из села Батама Зиминского района.
– Фантастические бабушки, – говорит эксперт. – Они поют украинские народные песни, которые имеют большую художественную ценность. Мы и раньше собирали много песен, но из них половина относилась к городскому или тюремному фольклору, более позднему пласту народной лирики. В Батаме сохранился обрядовый фольклор, которого нет в мире. Переселенцы из Житомирской области в Сибирь приехали во времена Столыпинской реформы, более века они живут здесь, сохраняя память о своей родине. Украинские песни они поют из поколения в поколение, знают их и современные подростки.
Бабушки из «Берегини» рассказывали о календарных обрядовых песнях, которые исполнялись на Петров день, во время жатвы, сенокоса, веснянки. Также в Батаме соблюдают старинные свадебные обряды. Интересная деталь: голову невесты покрывают женским платком, который она выбрасывает в окно. Девушка, которая первой поднимет его, в течение года обязательно выйдет замуж. Как далеко находится Сибирь от Европы, а ведь знает о традиции заветного букета, который бросает невеста в сторону незамужних подружек.
В песнях батаминцев, исполняющихся крепкими, зычными, грудными голосами, много смысла. Например, девушка предлагает парню жениться на ней, перечисляя богатства, которые могут дать ей в приданое родители. Парень отвечает, что шубы, перины и подушки ему не нужны. Тогда она говорит, что у нее грошей много: «Раз за гроши, все хороши», – соглашается потенциальный жених. В другой песне паренек «за платочек» предлагает девушке пойти «в лесочек»: «За платочек не пойду, только за перстенечек». Не так ли поступают современные девушки? Многое повторяется в поведении людей, несмотря на время, разделяющее поколения.