Что течет из крана?
Говорят, что пить кипяченую воду не очень полезно – она лишена необходимых человеку микроэлементов. К тому же в Иркутской области и так состав воды обеднен. Однако употреблять ее прямо из-под крана далеко не безопасно, а порой просто смертельно.
Ученые давно занимаются этой проблемой и пришли к выводу, что хлор может вызывать различные заболевания. Доказано, что люди, которые пьют чрезмерно хлорированную воду, рискуют получить рак мочевого пузыря и рак прямой кишки.
Наибольшую опасность представляют соединения хлора, которые образуются при смешивании с органическими веществами. Действие хлорзамещенных метана также связывают с возможностью провоцировать онкологические заболевания, и не только.
У женщин в первые три месяца беременности могут случиться выкидыши, а если ребенок все-таки родится, не исключены различные патологии – пороки головного и спинного мозга, сердца, а также общее нарушение развития, уродства.
Валерий Станкевич, заместитель директора Института химии, подтвердил, что сильно хлорированная вода вредна для здоровья, однако именно в Иркутске такой проблемы нет.
– Страдают районы, расположенные ниже Иркутска, – говорит Валерий Константинович. – Здесь хлорируют стоки, и эта вода течет к Ангарску, Усолью. Там ее еще хлорируют, и возможно превышение норм.
С другой стороны, если бы воду не обеззараживали таким способом, возникло бы множество других опасных болезней. Использование же хлора привело к тому, что холера и тиф, которые легко распространяются через зараженную воду, сейчас практически не встречаются.
Ирина Рубанович, врач отделения коммунальной гигиены Центра санэпиднадзора Иркутской области, рассказала корреспонденту "СМ Номер один", что в целом в Приангарье показатели качества воды выше общероссийских. Но это объясняется тем, что многие территории области используют подземные источники, а они, как известно, кристально чисты.
Там же, где вода берется из рек и озер, проблем хватает. К тому же трубы все прогнили – благоприятствуют развитию микробов.
Износ сетей водоснабжения в области составляет 80%. Только в 2001 году на них было зарегистрировано 902 аварии.
А в некоторых районах до сих пор работают водопроводы, построенные в 1900–1901 годах, и воду там хлорируют дедовским способом: разводят в бочке сухую хлорную известь, отстаивают, переливают, рассчитывают концентрацию и добавляют.
Водозабор в Балаганске вообще отдельная история: проброшен насос в Братское водохранилище и все.
Иркутский водозабор в Ершах сделан как полагается, но в санитарной зоне появились коттеджи – нечистоты оттуда поступают в залив. Чтобы их нейтрализовать, необходима дополнительная дезинфекция.
Дозы хлора повышают, когда происходят аварийные канализационные сбросы и в период паводков. Так что время от времени жители области употребляют с водой достаточно большое количество опасного вещества.
Несмотря на то что препарат анаведин, разработанный Иркутским институтом органической химии, гораздо эффективнее и безопаснее хлора и прошел все испытания и согласования, применение его уперлось в деньги.
У анаведина очень широкий спектр действия – он убивает многие микроорганизмы и улучшает органолептические показатели воды. Доза препарата для обеззараживания требуется небольшая, он не имеет запаха. Для начала препарат думали опробовать на обеззараживании канализационных стоков. Необходимость в этом появилась еще и потому, что в связи с введением нового Налогового кодекса, отменившего право области корректировать платежи за загрязнение окружающей среды, предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Иркутской области оказались в сложной ситуации. Платежи за сброс в водоемы стоков даже с минимальным содержанием активного хлора составляют астрономические суммы – до одного миллиарда рублей, вследствие чего предприятия ВКХ по итогам 2002 года неминуемо станут банкротами. Но почему-то даже эта проблема пока не находит решения.
Как хлорируют воду в Иркутске?
На вопрос отвечает Александр Воробьев, заместитель главного инженера Иркутскводоканала:
– Насосная станция подает воду из водозабора на вторую станцию, где находится хлораторное сооружение. Газообразный хлор смешивается с водой, и потом уже она подается в водовод. Специальное технологическое оборудование осуществляет процесс дозирования хлора. В основном доза стабильная: 0,3–0,5 мг на литр. Лаборатория постоянно контролирует качество воды. В зависимости от анализов доза хлора может быть повышена. Дизентерия, гепатит и другие инфекции
Какая вода, такие и болезни
В 2000 году в Иркутской области были зарегистрированы три серьезные вспышки опасных инфекций, связанных с употреблением питьевой воды.
В общей сложности пострадало 509 человек. В Усть-Илимске с диагнозом "ротовирусная инфекция" на больничные койки попали 224 человека, из них 174 ребенка.
Несмотря на то, что город молодой и водозабор там отвечает всем современным нормам, установлены хорошие водоочистные сооружения, микрофильтры, в воде появились ротовирусы. А на сегодняшний день вирусы не убиваются теми методами обеззараживания, которые применяются в области. Все по старинке – хлор, хлорная известь...
А загрязнился суперохраняемый водозабор очень просто. В поселке Железнодорожном, расположенном в четырех километрах от него, произошла авария на канализационном коллекторе, и все фекальные воды дней 10–12 текли в Усть-Илимское водохранилище.
В Киренске же наблюдалась вспышка дизентерии. Заболели 166 человек, из них 138 детей. Там воду пачкают суда, находящиеся на отстое в зоне строгого режима водозабора, – и масла текут, и отходы человеческого производства.
А в Качугском районе 119 человек, в том числе 83 ребенка, испив воды, заболели гепатитом А. Там с водозабором тоже не все чисто.
Нынешним летом от воды вновь пострадали жители Усть-Илимского района. В поселке Невон перекладывали водопроводные сети. Население было предупреждено о том, что некипяченую воду пить нельзя. Но запрет многие проигнорировали – 44 человека заболели дизентерией и гастроэнтеритами.