Сибирские фанфары
«Году культуры Иркутской области посвящается» – такой девиз украшает сегодня мероприятия, которые объединяют множество начинающих и профессиональных исполнителей.
Не стал исключением и Открытый региональный фестиваль духовых и эстрадно-духовых оркестров «Сибирские фанфары», состоявшийся недавно в Братске. В его конкурсных прослушиваниях и заключительном гала-концерте приняли участие более двухсот музыкантов, прибывших на это ежегодное торжество из разных уголков нашей области. Заметки, сделанные корреспондентом «Восточки» в те праздничные дни, выявили немало актуальных проблем духового исполнительства, тем более что музыканты-профессионалы, собравшиеся в Братске, знают о них не понаслышке.
Три мартовских фестивальных дня сделали Дворец искусств в пригороде Братска одним из центров музыкальной культуры области. Хотя, как утверждает директор дворца заслуженный работник культуры Татьяна Григорьевна Гаевская, нынешний фестиваль – лишь один из семи больших проектов в разных направлениях культуры и искусства, реализовать которые предстоит в течение года. Принимать столько гостей всегда непросто, но у хозяев нынешнего праздника здесь немалый опыт, это чувствовалось и в чёткой продуманности всех мелочей, и в слаженной работе большого дружного коллектива.
Программа регионального фестиваля духовиков была, что называется, насыщенной до предела. Так, уже в первый день все 18 коллективов-участников из Саянска, Братска, Усольского, Боханского, Чунского районов и Республики Саха (Якутия) объединились в сводный детский духовой оркестр Иркутской области «Сибирские фанфары» и провели первую репетицию в этом составе. Зрелище было из тех, которые принято называть незабываемыми!
На следующий день жюри, в составе которого ведущие преподаватели Иркутского музыкального колледжа, Братского музыкального училища и дирижёры известных оркестровых коллективов области, предстояло оценить конкурсные выступления молодёжи и назвать победителей. После торжественного открытия началась напряжённая работа. Один за другим выходили на сцену Дворца искусств юные музыканты. Но, судя по их исполнительскому уровню, можно сказать, что эти ребята – вовсе не новички в своём деле.
Первыми выступили хозяева фестиваля – брасс-квинтет «Новинка» детской школы искусств N 1 г. Братска (руководитель Олег Матаев) и ансамбль духовых Братского профессионального лицея N 24 (руководители Геннадий и Константин Каляцкие). Затем эстафету подхватили гости – образцовый детский духовой оркестр «Дилижанс» Саянского дома культуры «Юность» (руководитель Борис Макаревич), ансамбль флейтистов Высшей школы музыки Республики Саха во главе с Леной Дедюкиной и якутский квартет валторн (руководитель Пахом Стручков), другие интересные музыкальные коллективы.
Следует отметить, что география нынешних центров духовой музыки включает не только города, – этот процесс хорошо заметен здесь, в Иркутской области. Она всё явственнее смещается на периферию, и доказательство тому – выступление на фестивале народного оркестра духовых инструментов села Олонки Боханского района (руководитель Георгий Чумаков) и оркестра рабочего посёлка Тайтурка, расположенного близ Усолья-Сибирского. Тайтурский оркестр, который тоже носит почётное звание «Народный», возглавляет Алексей Малышев. Неплохой исполнительский уровень продемонстрировал также духовой оркестр Лесогорской детской музыкальной школы, руководителем и дирижёром которого является Николай Файзуллин.
Красивая концертная форма, инструменты, которые наверняка стоят немалых денег, даже сам факт их выступления на фестивале в Братске (по условиям его организаторов средства на поездку коллективы должны найти сами) – всё говорит о том, что эти ребята являются предметом особой заботы руководителей небольших поселений. И можно не сомневаться, что замечательная музыка радует, украшает не только праздники, но и будни людей в тех же Олонках, Тайтурке и Лесогорске. Словом, духовые оркестры нужны небольшим поселениям не меньше, а может, и больше, чем признанным культурным центрам. К сожалению, далеко не все поселенческие руководители понимают пока эту простую истину.
Среди нынешних проблем духового исполнительства есть, впрочем, и другие, не менее актуальные. О них говорили дирижёры в фестивальных кулуарах, поскольку современное состояние духовой музыки в области, как, впрочем, и на всем российском музыкальном пространстве, не может не вызывать тревоги специалистов.
Почему резко упал исполнительский уровень не только духовых, но и симфонических оркестров? Почему сегодня количество духовых оркестров намного меньше в сравнении с доперестроечным периодом, и все без исключения коллективы – и духовые, и симфонические – испытывают нехватку квалифицированных трубачей, валторнистов, тромбонистов и прочих музыкантов, которых специалисты попросту называют «медью»?
Ответы на эти вопросы – в нынешней, не только музыкальной действительности.
– В середине 70-х наш духовой оркестр (77 человек!) стал лауреатом Всесоюзного смотра, – рассказал заслуженный работник культуры, братчанин Юрий Иннокентьевич Жернаков. – Тогда был свой оркестр на БрАЗе, почти в каждой школе, в СПТУ и вузах. Только в нашем посёлке Энергетик насчитывалось шесть духовых оркестров! Не было проблем и с музыкантами, педагогами-духовиками, мы часто объединялись, выступали на праздниках, ездили на разные конкурсы и побеждали. Государство выделяло на эти цели немалые деньги, потому что все понимали: духовая музыка – настоящее, живое искусство, которое объединяет и воодушевляет людей. Потом, когда стали менять ценности и приоритеты, систему подготовки духовиков уничтожили, что называется, на корню.
У выпускников музучилищ была раньше специальность «руководитель самодеятельного духового оркестра и преподаватель ДМШ», которая, как воздух, нужна для работы с самодеятельностью. Но министерские мудрецы решили назвать этот предмет иначе (надо же было перестраиваться!) – «работа с творческим коллективом». И всё, духовые оркестры перестали финансировать, самодеятельность разрушилась, пошёл отток музыкантов, сокращение коллективов и прочее. В итоге мы имеем то, что имеем: в классах духовых инструментов школ и училищ обучаются сегодня считанные единицы молодых музыкантов. На отделение духовых инструментов в Братское музучилище, например, в прошлом году не поступил ни один человек! И четвёртого курса духовиков там тоже нет – не было набора. И настоящего духового оркестра, соответственно, тоже нет. Такое же положение и в других учебных заведениях не только нашей области. Сегодня «доигрались» до того, что Иркутский симфонический оркестр накануне гастролей нанимает трубачей, тромбонистов из других регионов – приглашать людей на разовые выступления, понятно, легче, чем взять на постоянную работу. Своей профессиональной «меди» у нас практически нет, и взять пока неоткуда.
– У меня главная проблема в том, что не успеешь детей научить чему-то, как они сразу уезжают, – вздохнул известный дирижёр и педагог Олег Васильевич Матаев. – Хотя, по большому счёту, духовой музыке, духовой самодеятельности прежде всего нужна серьёзная реанимация. Сегодня они действительно едва-едва существуют.
Братчанин Олег Матаев из тех редких людей, жизнь которых вся без остатка посвящена любимому делу. Надо видеть, как беспрекословно слушаются мальчишки своего учителя, бегут на уроки и репетиции, которые проводит Олег Васильевич, стараются порадовать своего наставника тщательно подготовленным домашним заданием, хорошим выступлением на концерте. Я внимательно вглядывалась в серьёзные лица подростков во время репетиции, слушала исполняемую оркестром Матаева музыку – в свои 13-14 лет эти ребята – почти настоящие профессионалы. Учитель научил своих учеников главному: умению трудиться и верить в свои силы. Неудивительно, что с таким багажом они стабильно побеждают на самых престижных конкурсах музыкантов-исполнителей, десятки мальчишечьих дипломов, которые украшают рабочее место Матаева, тому подтверждение.
Но даже хорошо известное и уважаемое имя не спасает дирижёра от многочисленных трудностей и неприятных, порой унизительных хлопот, которые связаны с поездками на конкурсы, фестивали и другие столь же важные мероприятия.
– В Академии искусств Улан-Удэ проходит международный конкурс. Город выделил нам деньги только на одного человека, а везти нужно семерых: они все достойны, и к тому же выступление на престижном конкурсе станет отличным стимулом для развития ребят, их профессионального роста. Я иду к спонсорам. У нас немало руководителей, которые готовы вкладывать деньги в талантливую молодёжь. Но, к сожалению, механизма благотворительности до сих пор нет, то есть предприятию сегодня невыгодно этим заниматься. «Погоди немного, – сказал мне один из наших предпринимателей, – поговорю со своим бухгалтером. Если она найдёт какую-то подходящую статью, тогда и выделим твоим музыкантам деньги». Эту проблему, – уверен Олег Васильевич, – необходимо решить на самом высоком государственном уровне. Воспитанию талантливой молодёжи нельзя ставить искусственные препоны в виде налогового законодательства, слишком дорого они обходятся нам, педагогам, нашим детям, да и стране в целом.
Нынешний фестиваль духовых оркестров впервые перешагнул рамки областного и вышел на региональный уровень: его участником стал духовой оркестр Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), который привез к тому же несколько ансамблей – флейтистов, деревянных духовых инструментов и квартет валторн. Дирижёр оркестра, заведующий кафедрой духовых инструментов Высшей школы музыки, заслуженный артист республики Александр Эдуардович Кузьмин рассказал, что воспитание талантливой молодёжи в Якутии – одно из приоритетных направлений не только на словах. Огромные деньги вкладывают сегодня в республике в создание стройной системы воспитания и обучения юных музыкантов, в том числе (а может, учитывая потребности, и в первую очередь) духовиков. Высшая школа музыки в Якутии создана по немецкому образцу и включает все три ступени стандартного российского обучения: школа – училище – консерватория. Есть симфонический и духовой оркестры, занятия в которых включены в обязательное расписание учеников школы, до мелочей продуманы все бытовые и образовательные аспекты. А когда мы увидели, на каких инструментах играют якутские ребята… Американские трубы и валторны, французские кларнеты, гобои и флейты сияли и искрились на сцене неземным блеском и издавали неведомый в этих суровых краях изысканный, бархатный звук.
– Нашим спонсором является МЧС России, – пояснил мне после концерта дирижёр Александр Кузьмин. – Большую поддержку оказывает, конечно, президент Республики Саха. У нас много талантливых детей. Республиканская Высшая школа музыки тесно связана с Московской и Петербургской консерваториями, где повышают свою квалификацию наши молодые таланты.
Хорошо, конечно, что есть всё же такие регионы на карте нашей необъятной Родины, где каждый год – Год культуры и где педагоги не стоят с протянутой рукой, убеждая чиновников, что для воспитания детей нужны не слова и лозунги, а просто деньги. Для занятий духовой музыкой в том числе.
Всё же большой праздник подарили нам, слушателям, организаторы фестиваля духовых в Братске. Его третий, заключительный, день стал наиболее ярким, волнующим. Большой зал Дворца искусств до отказа заполнили многочисленные поклонники духовой музыки, среди которых были и едва научившиеся самостоятельно ходить малыши с родителями, и совсем старенькие бабушки и дедушки. После обязательной процедуры награждения и поздравлений зазвучала музыка. Вечные, нестареющие «Амурские волны» и «Осенний сон», хор охотников из «Волшебного стрелка» Вебера, знаменитая увертюра Оффенбаха из «Орфея в аду» и, конечно, марши, которые можно слушать бесконечно ещё, наверное, и потому, что в этой музыке – наша история, память, наш дух.