Философия степи в коже и бронзе
14 февраля в Иркутском художественном музее им. Сукачева открылась выставка восточного искусства, посвященная Сагаалгану – празднику Белого месяца.
Ее авторы – бурятский скульптор Баир Сундупов и монгольский художник Ранжил Аюунболд – в своем творчестве выражают древние традиции своих народов. Получив академическое образование, они не оторвались от корней, и черпают вдохновение в мифах и сказаниях.
Несмотря на то что выставка парная, основное внимание уделено молодому скульптору из Республики Бурятия Баиру Сундупову. По его работам видно, что автор еще находится в творческом поиске, но никто не сомневается – перед нами мастер со своим особым взглядом на мир кочевников. Он будто преломляет религиозно-мифологические символы культуры своего народа через европейские художественно-эстетические принципы, давая им новую жизнь.
К слову, это не первое появление Баира Сундупова в Иркутске, он уже выставлялся в художественном музее. Пять лет назад, в 2003 году, состоялась его совместная выставка с бурятскими художниками Аллой Цыбиковой и Дмитрием Будажабэ, и уже тогда работы скульптора вызвали большой интерес.
Героями скульптур Баира Сундупова выступают древние божества: владыка царства мертвых в «Преображении Ямараджи», женское божество в львином обличии – Симхамукхи («Львиноликая»), царь птиц Хан Гаруда. Бронза, конский волос и небольшой постамент красного дерева – вот три составляющих скульптур Баира Сундупова, и такое сочетание тоже привлекает внимание.
Совсем другую ипостась творчества демонстрируют скульптуры «Смерть кочевника» и «Ветер страсти». Текучая пластика в одном случае выражает спокойствие бескрайней степи, а в другом, наоборот, стремительный порыв. Еще один интересный мотив – отражение в скульптуре пейзажа. В работе «Хозяйка тайги» в человеческой фигуре явно угадываются очертания огромных холмов. Реальность приобретает метафизические черты.
Работы монгольского художника Ранжила Аюунболда замечательно дополняют скульптурную экспозицию. Искусство, которым владеет автор, язык не поворачивается назвать прикладным. Выполненные в технике тиснения на коже, традиционной для кочевых народов, эти работы воспринимаются как полноценные картины. Сфера интересов художника также лежит в области древних сказаний и легенд, но уже монгольских. «Кони Чингисхана», «Борьба Бэлгуутэй и Бурибух» «Прародительница монголов Буртэ Чино», «Сокровенное сказание монголов» – эти сюжеты, можно сказать, эпичны и, как всякий эпос, наполнены мифологической символикой.
Выставка Баира Сундупова и Ранжила Аюунболда будет работать в галерее Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева до 11 марта.