«Покруче любого романа…»
В драматическом театре им.Н.П.Охлопкова состоялась премьера спектакля «Зима» по пьесе Евгения Гришковца. Режиссёр спектакля – молодой актёр театра Артём Довгополый, художественный руководитель – главный режиссёр театра Геннадий Шапошников.
Спектакль осуществлён в рамках федеральной программы «Поддержка молодой режиссуры» и театрального проекта иркутского академического драматического театра им. Охлопкова «Время молодых».
Проект поддержан агентством по молодёжной политике и департаментом культуры и архивов Иркутской области. Проект предполагает поиск, привлечение молодых одарённых людей и оказание им помощи и поддержки в их творческих поисках, становлении. Директор департамента культуры Вера Кутищева отметила, что «подобные шаги навстречу молодым талантам, безусловно, должны войти в обычную практику как одно из направлений творческой деятельности, материально департамент обязательно будет помогать в таких начинаниях».
Первой ласточкой в осуществлении этого проекта и стал спектакль в постановке молодого актёра театра Артёма Довгополого.
Накануне премьеры я попросила Артёма поделиться мыслями о новом спектакле, о его возникновении на сцене театра, особенностях, почему заинтересовал этот автор, чем он привлёк внимание?
Вот что сказал Артём в своём монологе:
– То, что мы говорим и делаем ежедневно, о чём думаем, на самом деле «покруче» любого романа в жанре фантастики или абсурда. Но мы не замечаем этого и воспринимаем всё как нормальную ежедневную нашу суетную жизнь. Представьте себе зимний заснеженный лес. Двое солдат в трескучий мороз отправляются ночью на учебный взрыв какого-то объекта. Особого смысла в этом задании нет, и, судя по всему, про этих солдат вообще забыли. Время идёт, а нужной команды они не получают. И дожить до неё у них остается всё меньше и меньше надежды. Пальцы от мороза не гнутся, отказывает голос, и леденеет тело…
Молодые неопытные мальчишки, ставшие солдатами, выдернутые из юности и брошенные в жизнь без всякой подготовки и адаптации, со своей открытостью, незащищённостью, обострённым чувством долга и справедливости (армия – школа жизни, которую они ещё не проходили).
Всю ночь они стараются держаться из последних сил: им нельзя развести костёр или даже закурить. И они мечтают, вспоминают, грезят о том, что составляло их мир, было для них самым важным на свете: покупка родителями велосипеда, о котором столько мечталось, летние грозы, рыбки в аквариуме, походы классом в кино, и твоё место рядом с любимой девочкой, поступление в институт, тополиный пух в июне, и её рука в твоей руке…
Словом, перед зрителем встаёт вся их недолгая и такая «обыкновенная» жизнь с радостями и обидами, мечтами и печалями, счастьем и горестями.
Секрет всех произведений Гришковца в том, что его стиль – это то, что всем близко и понятно. И понимаешь это именно сердцем, своими чувствами. Всё, что происходит на наших глазах, переживал каждый, или подобную ситуацию, мгновение, ощущение, над которыми мы в жизни не задумывались из-за вечной суеты и спешки. Но приходит минута, и перед нами пролетает вся наша прожитая жизнь. И вся она как одно мгновение…
Когда я учился в театральном училище, в Иркутск приезжал Гришковец со своим спектаклем «Как я съел собаку». Спектакль тогда запал в душу, что-то даже перевернул во мне. Когда я его смотрел, было полное ощущение, что он говорил обо мне, а когда я посмотрел на тех, кто сидел рядом, я понял, что они испытывали то же самое, те же ощущения. Все произведения Гришковца – это обязательно о каждом из нас.
Долго я вынашивал мысль самому что-то поставить из его рассказов или пьес. Выбрал «Зиму» и даже с нашими ребятами из театрального училища начал репетировать, но сначала уехал один исполнитель, потом другой. Но чуть позже я всё же возобновил работу, не оставляя идеи поставить этот спектакль уже с другими актёрами.
В «Зиме» показана тема выброшенных людей. Солдат посылают на задание и… забывают про них. Они выполняют то, что поручено, и погибают, потому что и задание было бессмысленным, и их смерть тоже. Бывали ведь такие случаи в армии, взять тот же Афганистан, Чечню. Там погибли тысячи наших мальчишек! Они могли бы сейчас жить, радоваться, дарить любимым цветы, растить детей, но с ними всего этого уже не случится…
В спектакле заняты актёры Алексей Орлов, Егор Ковалёв и Ярослава Александрова, которая репетировала со мной в этой пьесе изначально, ещё в театральном училище.
Нам очень помогли сцено-графия главного художника театра Александра Плинта и советы главного режиссёра и художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова.
Аудиторию зрителей хотелось бы видеть студенческую, им это нужно, важно, они начинают жить, и хотелось бы, чтоб каждый из них понимал, что жизнь человека – ценна, единственна и неповторима, её необходимо беречь, не разменивать по пустякам, наполнять каждый свой день любовью. Не только любить в себе прошлое, но и делать самим своё яркое будущее, внося в него положительную энергию разума, свою фантазию и творчество, свои добрые мысли.