ЗаВЕЩАНИЕ
Региональная тележурналистика в нынешнем году вступила не в лучший период своей жизни. Был продан, а затем прекратил собственное вещание иркутский городской телеканал. От части контента и кадров избавился холдинг «АС Байкал ТВ»: была закрыта собственная газета, из эфира исчезли некоторые программы и несколько звёзд. На этом фоне возобновилось обсуждение темы создания областного телевидения.
На этот раз идея исходит от регионального парламента. В подоплёке событий разбиралась Наталья Мичурина.
Кризис жанра
В среду телекомпания «Город» в последний раз вышла в эфир, по сути прекратив своё существование. Это подтвердили «Конкуренту» в московском ООО «Региональная медиа-группа» (РМГ) Ивана Таврина, купившем иркутский городской телеканал нынешним летом. Сделка с РМГ стала одним из самых заметных событий на региональном медиа-рынке. Стороны не раскрывают информацию о сумме сделки. В ряде СМИ упоминается цифра 4,5 млн. долларов.
Теперь вместо городского иркутяне смотрят на 21-м канале ТВ-7. Так будет продолжаться ещё как минимум полгода. По крайней мере, об этом заявил «Конкуренту» проводивший сделку Андрей Димитров. Он сообщил, что в РМГ считают её очень удачной. Между тем раскрыть свою стратегию в отношении иркутских активов там смогут не ранее июня. Она ещё не определена. Что до творческой группы, работавшей ранее в телекомпании, РМГ не считает нужным её сохранять, заявил Андрей Димитров «с полной ответственностью». «Мы купили компанию без трудового коллектива», — отметил Димитров.
По словам генерального менеджера ООО «Байкал Информ Бюро» (владеет лицензией на вещание. — «Конкурент») Андрея Фомина, выведение сотрудников за штат позволило более выгодно продать компанию. Он считает, что новый владелец канала был вынужден некоторое время продолжать сотрудничество с журналистами и техперсоналом, работавшим ранее на «Город». У телекомпании остались обязательства перед рекламодателями, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в рамках производства программы «Простые мечты», телекомпанией «Авторское телевидение» и др.
«Их надо было выполнять, причём в достаточно сложных условиях, — пояснил Фомин, — арендуя не только время в эфире у теперешних владельцев, но и оборудование и помещения у структур экс-собственника иркутского предпринимателя Юрия Якубовского. Ведь БИБ не имеет даже офиса». Теперь, как рассказывает наш собеседник, в штате компании остались он и бухгалтер. Большинство из бывших сотрудников компании уже работают на других студиях. А свои личные взаимоотношения с новыми работодателями он назвал «на стадии развода».
Сетевики в высоком напряжении
Комментируя причины исчезновения с медийного поля Иркутска телекомпании «Город», эксперты единодушны. Проблемы начались вместе с потерей на 21-м канале сетевого партнёра — федерального канала «Домашний». Год назад собственники «Города» продали конкурентам частоту (в 2005 году владельцам «Города» принадлежали две частоты. — «Конкурент»), полученную на конкурсе под контент МТV. Музыкальный канал не принёс ожидаемого дохода, рекламодатели предпочитали более популярный у иркутян МузТВ, региональным партнёром которого является АС Байкал ТВ.
Спустя некоторое время после сделки владельцы АСБТВ заменили МТV на «Домашний», как говорили на «Городе», пролоббировав расторжение контракта с городским телеканалом. Таким образом остро встал вопрос о заполнении эфирного времени — программ собственного производства на это не хватало. А возможный хороший контент был уже «разобран». Появившийся на 21-м Пятый петербургский канал предпочёл получить самостоятельную лицензию на вещание, и сотрудничество с ним было недолгим. Чехарда с партнёрами добавила нестабильности и лишь ускорила продажу телебизнеса его бывшими собственниками.
Объективно региональным телекомпаниям, избравшим для себя роль сетевиков, в нынешнем году приходится сложнее обычного. Поправки к закону о рекламе с каждым годом всё больше ограничивают время для размещения коммерческих роликов и объявлений. Если сейчас оно составляет 12 минут в час, то с 1 января — 9 минут. Это заметно стимулировало стремление федералов заполучить частоты с целью сохранения полного контроля за рекламными потоками.
К слову, очевидные зрителю проблемы испытывает сегодня и АС Байкал ТВ. Из сетки вещания компании за год исчезли несколько программ, из эфира — несколько звёздных журналистов, а из газетных ларьков — переставший издаваться еженедельник «Канал 007». Одно время активно обсуждалась возможность перевода программы новостей с СТС на «Домашний». Объяснилось это несоответствие производимого информационного продукта формату развлекательного телевидения. Эти действия сетевого партнёра АСБТВ могли дорого стоить иркутской компании. Рейтинг «Домашнего» куда ниже СТС. По данным TNS Gallup Media, в ноябре они составляли 10,8% и 0,9% соответственно (к примеру, РЕН-ТВ имел рейтинг 5%, АИСТ — 3,2%, ТВ-7 — 1,3%, «Культура» — 1%). При этом все собеседники «Конкурента» отмечают, что, сужая производственную составляющую телевизионного бизнеса, владельцы АСБТВ развивают техническую, пытаясь строить собственную сеть. Руководство компании заявляет, что в этом году ею начато вещание в ряде отдалённых территорий области.
Информационный заединщик
Ситуацию на рынке, возможно, оживит реализация проекта создания областного телевидения, о котором вдруг в ноябре заговорили в Законодательном собрании (ЗС). «Главная цель создания областного телевидения — реализация прав граждан на информацию, — говорит председатель комиссии по СМИ ЗС Антон Романов. — Северяне лишены права на информацию о деятельности органов госвласти, которые они избирают».
По словам Романова, в конце января будет проведён «круглый стол» по поводу создания областного ТВ. Там и будет объявлена необходимая сумма. В том, что бюджет потянет эту сумму, ни у кого нет сомнений, сказал он, ссылаясь на учреждённый областью фонд «Развитие Приангарья, «бросивший на поддержку независимой прессы» в этом году 40 млн. рублей. «Такими темпами мы можем не только телевидение содержать, но и кабели протянуть», — отметил Романов.
Конкретного сценария реализации этого проекта у Романова нет. Но он допускает два варианта. Первый — на базе существующего телевидения начать транслировать сигнал на область: например, ТК «АИСТ», где у региональных властей имеется доля собственности 60%. Второй вариант — начать с нуля.
Тем не менее Романов считает, что с областным телевидением не надо затягивать, и убеждён, что до октября 2008 года — момента истечения срока полномочий Заксобрания нынешнего созыва — принципиальное решение должно быть принято.
В профессиональной среде заявление депутата вызвало диаметрально противоположную реакцию. Совладелец АСБТВ Александр Тюников считает, что «разговоры об областном ТВ это или просто не в компетенции людей, говорящих об этом, или обычный политический фарс». «Нет смысла вкладывать деньги в то, что в настоящий момент физически не может существовать, — заявил он. — Для запуска областного ТВ — в первую очередь нужен ресурс эфирных частот. Но с 17 декабря 2007 года в России прекращена выдача эфирных частот для аналогового телевещания. Концепция цифрового телевидения согласована в правительстве в срок до 2015 года, но порядок выдачи частот и их реализации пока не обозначен и непонятен. Думаю, до тех пор, пока не появится ясности в этих вопросах, говорить об областном телевидении бессмысленно».
В телекомпании АИСТ, напротив, восприняли эту идею с энтузиазмом. «Мы с 2001 года пытаемся продвинуть в областной администрации проект создания регионального телевидения на базе нашего канала. Нам даже удалось получить лицензии на вещание в 11 городах», — рассказал первый заместитель генерального директора АИСТа Сергей Филипчук.
Как ни странно, но за заявлениями депутата Антона Романова могут стоять вполне определённые планы властей. То, что это не «пустая болтовня», подтвердил «Конкуренту» спикер Заксобрания Виктор Круглов. Правда, он, в отличие от своего коллеги, считает, что торопиться с принятием решения не стоит.
Космический сценарий
Вероятно, существует своё видение процесса и у губернатора. Так, комментируя деятельность фонда «Развитие Приангарья», Александр Тишанин отметил, что считает важным создание единого информационного пространства в области. По его словам, фонд обеспечил финансирование программы развития телевизионного и радиовещания в отдалённых районах области. Упомянутые депутатом 40 млн. рублей ушло на территории, куда не хотят заходить базовые каналы: на Маму, в Качуг и др. В фонде развития Приангарья пояснили, что речь идёт о создании инфраструктуры. А возможность эксплуатировать оборудование, вероятно, будет предоставлена частным структурам.
Лишь два федеральных канала — «Первый» и «Россия» — покрывают своим сигналом всю территорию региона, передавая его через спутник. Но региональное вещание в этом едином информационном пространстве обеспечивает лишь Иркутская государственная телерадиовещательная компания (филиал ВГТРК). Несколько лет назад в ВГТРК произошла реформа, в результате которой возможность влияния региональных властей на информационную политику филиала была сведена на нет. Это обстоятельство даже подвигло власти создать специальную комиссию, которая обсуждала возможность организации вещания областного телевидения.
Сегодня, говоря о сценариях развития событий в этом направлении, эксперты отмечают, что Иркутск, как любой другой крупный город, испытывает серьёзный дефицит частот для передачи аналогового телевизионного сигнала. При создании компании с нуля может повториться ситуация, возникшая при организации Красноярского государственного краевого телевидения, констатируют наблюдатели. Начав работать в крае в 2001 году, телекомпания получила лицензию на вещание в самом Красноярске лишь в 2006 году. Однако в случае отказа от создания новой компании властям придётся определиться с тем, которая из существующих будет реализовывать этот проект. В борьбу за статус областного канала может включиться как АИСТ, не скрывающий своих амбиций, так и АСБТВ. И борьба эта может быть очень непростой. Обе компании имеют серьёзный лоббистский ресурс.
Техническая составляющая проекта вызывает наименьшее количество вопросов. В этом случае вполне возможна организация вещания через спутник. Но прежде необходимо построить телепорт, а также порядка 25 передающих и принимающих станций и арендовать канал ствола спутника. По большому счёту, как считают отраслевые аналитики, Иркутской области это может стоить около полутора миллионов долларов плюс порядка 10 млн. рублей аренды спутникового канала ежегодно. Но, по словам Сергея Филипчука, есть возможность реализовать проект в более экономичной форме, уложившись в общем в 9 млн. рублей. Значительное удешевление происходит, если передавать сигнал на спутник с использованием канала ствола РТРС (ФГУП РТПЦ), где идёт вещание РТР: два сигнала объединить в один. «Можно на первом этапе, например, ограничится пятью станциями», — предполагает Сергей Филипчук. В городах есть свои каналы вещания (по данным на 1 октября 2007 года, в Иркутской области зарегистрировано 1072 СМИ, из них 161 телестудия. — «Конкурент»). И со многими из местных компаний, полагает он, можно договориться о передаче сигнала. Строить сеть точно так же, как поступают федеральные каналы.
В подготовке текста принимала участие Екатерина Арбузова