Самолеты падают, потому что вылетают неисправными
Новый руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) сделал свой первый нагоняй авиаторам. Бывший военный Геннадий Курзенков, не дожидаясь окончания официальных расследований, сделал первые выводы о недавних авариях и сообщил о них в телеграмме, адресованной авиакомпаниям.
В ней говорится, что пожару в оренбургском Ту-154 через несколько минут после вылета из «Домодедово» 29 января, и катастрофе А-310 в Иркутске 9 июля прошлого года предшествовали поломки этих лайнеров. Но, несмотря на неисправности, летчики все-таки решили вылетать и ремонтироваться позже.
Например, ЧП с Ту-154 «Оренбургских авиалиний». Еще во время рейса из Оренбурга в «Домодедово» в самолете отказал генератор третьего двигателя. Согласно инструкции командир лайнера отключил его и сделал об этом запись в бортжурнал. В аэропорту самолет осмотрели, но причину поломки так и не нашли. Тогда командир экипажа Александр Карпов решился вылететь с неисправным генератором. А через 8 минут после взлета пришлось сажать горящую машину с 51 пассажиром на борту. Когда самолет осмотрели, то увидели, что очаг возгорания - как раз на месте генератора. Одна из его деталей вылетела со своего места, и началась утечка масла. Оно и загорелось. Но «Руководство по летной эксплуатации Ту-154» разрешает полет с такой поломкой для ремонта на базовом аэродроме. С пассажирами на борту и промежуточными посадками!
И третье ЧП: выехавший за взлетно-посадочную полосу иркутского аэродрома А-310 авиакомпании «Сибирь» тоже летел из Москвы с неисправностью. И тоже разрешенной «Руководством». Эта катастрофа, унесшая 124 жизни, еще не расследована до конца. Но Ространснадзор уже понял, что летчики элементарно рискуют. И напомнил им, что инструкция разрешает лететь с неисправностью, только если «точно установлено, что отложенный ремонт не повлияет на безопасность полета».
Понятно, что на пилотов давит начальство: чтобы починить борт, рейс придется задерживать, в чужом аэропорту ремонт дорог... Но пока за его отсутствие было заплачено не деньгами, а сотнями жизней пассажиров...