Не позорьте российское образование!
С таким призывом к директорам школ обратился министр Андрей Фурсенко. Правительство России потребовало предоставить полный отчёт о том, где и в каких школах используется пиратское программное обеспечение.
По статистике, во всех учебных заведениях страны в среднем 9 компьютеров из 10 вне закона. Когда-то на его покупке серьёзно сэкономили. Теперь приходится расплачиваться. В буквальном смысле.
На калькуляторе сегодня работает начальник отдела информационных технологий. В департаменте образования подсчитывают затраты на компьютеры. Больше восьми миллионов рублей нужно для двух с половиной тысяч машин. Именно столько компьютеров работает в области на нелицензированных программах. Но это официальные данные. В реальности, говорят, всё глобальнее. Директора школ после известного всей стране прецедента в Свердловской области честно об этой проблеме говорить побаиваются. Нина Троитская, начальник отдела информационных технологий департамента образования Иркутской области: "Нам нужна честная информация. Я думаю, директора не должны бояться её подавать. Нам нужно знать общую картину".
Общую картину в министерство нужно предоставить в ближайшие дни. Какую сумму укажет департамент, столько денег и выделят нам на решение проблемы. Правда, пока непонятно - кто именно будет покрывать все расходы: государственная казна или часть средств придется из регионального бюджета взять. Так или иначе, но честная компьютерная продукция доожна и будет стоять во всех школах области. Школам легализовать компьютерную деятельность помогут. Коммерческие организации, понятное дело, за свой счёт должны менять нелицензированное программное обеспечение. А как быть университетам и научным институтам? Ведь покупать нужно сотни компьютерных программ.
В институте химии больше двухсот компьютеров. На каждом нужно заменить пиратские программы. Лицензированные стоят только у руководящего звена. А научные сотрудники вынуждены пользоваться контрафактом. Сергей Фёдоров, младший научный сотрудник: "Естественно, всё стоит воровское. Скаченное из интернета, купленное в магазинах". Леонид Кривдин, заместитель директора института химии имени А.Е. Фаворского СО РАН: "Если мы отлицензируем только одну систему, то нам это обойдётся в15 тысяч за одну машину. В институте их порядка двухсот, получится 3 миллиона".
У института таких денег, конечно, нет. Писали письма с просьбой о помощи в Академию наук, но в финансовой поддержке там отказали. Как будут теперь выходить из ситуации - учёные пока не знают. При этом аналитики заявляют, что на переоснащение всей страны легальной продукцией потребуется не меньше 5 лет. И накакими проверками и репрессиями эти сроки не уменьшить. Слишком долго в России свободно торговали контрафактом.