Георгий Кузнецов

© Восточно-Сибирская правда

ЭкологияИркутск

6540

07.12.2006, 14:34

Байкальский баланс

Мир тесен. Это утверждение не содержит в себе даже малой толики преувеличения. Простая констатация очевидного факта. Учёные разных стран лучше многих понимают, что на самом деле земной шар - очень маленький. Большой планета кажется только с ограниченной высоты человеческих познаний, нашего разумения.

Александр Антипов, директор Института географии Сибирского отделения РАН, вспоминает слова великого Эйнштейна о том, что мы знаем не более одного процента того, что нас окружает. Ещё на пять процентов догадываемся, а всё остальное - либо заблуждения, либо откровенное враньё, потому что всё остальное нам ещё неведомо.

- Со своими внутренностями человек толком ещё не разобрался, - говорит А. Антипов. - Мы не научились себя лечить ни от рака, ни от СПИДа. А природа тоже может заболеть. Мы её не знаем, но навязываем свои рецепты лечения, не слишком задумываясь о возможных побочных явлениях и их последствиях.

Учёный воспринимает природу планеты как единый организм: «Если не сказать, что он живой, то, по крайней мере, обладающий очень чёткой системой обратных связей. Наши ошибки не прощаются. Они возвращаются серьёзными потерями для человечества».

Как аукнется, так и откликнется. Забываем мы эту народную мудрость, а потому теснота земного мира видна, в первую очередь, в негативном влиянии человека на состояние своей же собственной среды обитания. Давным-давно в Казахстане, на Семипалатинском полигоне, произвели несколько испытаний военного атома, а у нас в Прибайкалье до сих пор находят продукты распада радиоактивных веществ. Стойкий рукотворный яд ДДТ, придуманный человеком для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, даже через десятки лет после его повсеместного запрещения обнаруживался далеко от сельхозугодий: и в жире байкальской нерпы, и даже в печени пингвинов в Антарктиде.

В 2005 году в Китае произошла авария на одном из заводов, стоящем на реке Сунгари, а Россия была вынуждена завозить тысячи тонн активированного угля в города, стоящие на Амуре, чтобы очистить питьевую воду в наших городах от ядовитых китайских сбросов. Российские алюминщики задумали построить на Ангаре в Красноярском крае Богучанскую ГЭС на более высоких отметках, чем было разрешено ещё в советское время. А жителям Иркутской области новая гидростанция может принести экологические, экономические и социальные беды...

В числе первых тесноту мира почувствовала густонаселённая Европа, где не то что ГЭС на повышенных отметках — водяную мельницу на ручье построить трудно без того, чтобы не подтопить соседей. А наибольших успехов в рациональном и, подчеркну это особо, научно обоснованном использовании территорий достигла Германия. В научных кругах это направление названо ландшафтным планированием.

В мае 1992 года между Россией и Германией было подписано двустороннее межправительственное соглашение о сотрудничестве и создано пять совместных рабочих групп по различным направлениям деятельности. Про всё рассказывать не буду - газеты не хватит. Но вот группа по охране природы и сохранению биологического разнообразия работает уже пятнадцатый год. Работает активно и результативно. Для нас, жителей Иркутской области, важно, что центр приложения сил этой группы довольно скоро переместился из Москвы на Байкал, а главным партнёром немцев с российской стороны стал Институт географии Сибирского отделения Российской академии наук. И, кстати, статус участка всемирного природного наследия 10 лет назад был присвоен Байкалу в том числе и благодаря активной поддержке Германией российской инициативы в комитете ЮНЕСКО по всемирному наследию.

Старший научный советник федерального агентства по охране природы Германии Генрих Шмаудер говорит, что немецкой стороне очень повезло с российскими партнёрами из Сибири. И что именно благодаря иркутским учёным политические катаклизмы, потрясавшие Россию на стыке веков, не смогли погубить полезное и взаимовыгодное сотрудничество наших стран.

- В лице Института географии СО РАН мы нашли самого надёжного партнёра в России, - говорит Генрих. - В институте работают открытые люди. Немецким коллегам очень-очень повезло. Это был основной фактор, обеспечивший стабильное коллегиальное сотрудничество.

С Генрихом Шмаудером мы знакомы довольно давно, лет семь. Говорим без переводчиков, по-русски. Как раз потому, что мир тесен и высокопоставленный федеральный чиновник Германии оказался нашим, «русским немцем». Он родился в СССР, а в Германию переехал с родителями. Русский язык у него сохранился таким, к какому он привык в детстве, и потому в разговоре у Генриха часто проскакивают просторечные выражения и произношения, которым невозможно выучиться в лингвистических вузах, но благодаря которым рождается особая доверительность в общении.

- У нас когда-то охраной природы занималось Минэкологии, - пытаюсь я выяснить подробности сотрудничества в то время, которое Генрих вежливо называет «трансформационным периодом» в российском правительстве. - Потом на месте министерства появился государственный комитет - Госкомэкологии. Теперь вообще непонятно, кто занимается экологическими проблемами, потому что Министерству природных ресурсов переданы лишь некоторые природоохранные функции, а остальные распылены по разным ведомствам. Как удалось в этой неразберихе сохранить начатое дело, если исчезли ведомства, его начинавшие?

- Вот как раз с вашим Институтом географии нам удалось пережить все эти пертурбации, - отвечает Генрих. - То, что вы называете неразберихой, было в Москве, в правительстве, а здесь, на Байкале, через эти тяжёлые времена мы прошли без проблем. Успех устойчивого сотрудничества заключается в надёжных партнёрах в лице многих институтов Сибирского отделения РАН.

В России Шмаудер бывает часто. Почти ежегодно, а иногда и несколько раз в год приезжает в Иркутск к партнёрам. Он подчёркивает, что в российско-германском сотрудничестве нет учителей и учеников. Это равно-правное и перспективное взаимодействие, результаты которого полезны не только двум нашим, но и многим третьим странам.

- Германия сейчас развивает сотрудничество со странами Южного Кавказа, - рассказывает он. - В Азербайджане, Грузии и Армении мы уже не обойдёмся без вашего Института географии, который накопил солидный опыт по практическому применению инструментов охраны природы и их трансформации в соответствии с местными условиями, местным менталитетом. Надеемся, что наши университеты - Берлинский и Ганноверский - вместе с Институтом географии СО РАН будут в течение нескольких лет издавать учебные пособия, справочники и т.д. И на модельных природных объектах в этих странах мы вместе постараемся применить те методики и опыт, которые наработали на Байкале вместе с Институтом географии.

Это не всё, что касается третьих стран. В перспективе намечается экологическое сотрудничество Германии с Китаем. И в этой стране, по мнению Шмаудера, немецким учёным тоже потребуется помощь и научная поддержка коллектива Института географии СО РАН.

Александр Антипов тоже удовлетворён работой с немцами. Я спросил его, как отражалась в течение этих 15 лет на российско-германском сотрудничестве смена правительств в Германии и почему нашими главными партнёрами в области охраны Байкала стали именно немцы, а не американцы, к примеру. Ведь в начале девяностых годов ХХ века американские природоохранные и научные организации несколько раз приходили в наш регион с помпезными экологическими проектами. В то время на многочисленных экологических конференциях в Прибайкалье американская речь звучала громче немецкой.

Александр Николаевич задумался. Мне показалось, что он подбирает слова помягче.

- Американцы, конечно, люди крайне не простые, - сказал он после паузы. - То, что они везде ищут ярко выраженный политический, экономический и прочий интерес для себя, - это очевидно. Они, по-моему, нас, Россию, до сих пор ещё и не воспринимают как партнёров...

А. Антипов не стал распространяться о том, что на практике сотрудничество с американцами иногда заканчивалось публикацией компиляций трудов иркутских учёных, расцвеченных яркими диаграммами, графиками, современными фотографиями на высококачественной глянцевой бумаге и... под другими фамилиями. Об этом мне много раз и с явной обидой рассказывали другие сотрудники институтов СО РАН.

- Немцы работают по-другому, - говорит А. Антипов. - Есть рамочная конструкция - соглашение между Россией и Германией в области охраны окружающей среды от 1992 года, в котором чётко расписано, что должны делать стороны в рамках этого соглашения. Одно из направлений - ландшафтное планирование и сохранение биологического разнообразия. Закреплены участвующие в этом сотрудничестве ведомства и даже конкретные люди. Есть чёткое видение приоритетов: какие шаги и в какой последовательности надо делать. Всё это видно и корректируется в соответствии с изменяющейся ситуацией. И смена правительств в Германии никак не отражается на схеме нашего сотрудничества.

Директор Института географии отмечает поддержку этой программы со стороны Астрид Клуг, парламентского статс-секретаря министерства по окружающей среде, охране природы и защите ядерных реакторов Германии. Он подчёркивает, что как раз сейчас, в год десятилетия признания Байкала участком всемирного природного наследия, вопрос по рекреационному зонированию байкальской природной территории приобрёл особую остроту в связи с планами активного развития туризма на берегах уникального озера.

- Где записать ожидаемые миллионы отдыхающих? - ставит главный вопрос А. Антипов. - Нам необходимо точно знать, какие нагрузки способна выдержать экосистема. Определить конкретные места размещения рекреационных зон и решить, как их построить, чтобы сохранить в том числе и визуальную самобытность Байкала. У немцев ландшафтное планирование - это хорошо отработанный и законодательно закреплённый инструмент, прописанный и методически, и политически, и социально, и как хотите ещё. Они представляют его нам: «Пожалуйста, пользуйтесь».

Всё было бы просто, если бы можно было взять у немцев этот «инструмент», как скальпель, к примеру, или как плотницкий уровень, и начать им пользоваться. Но многовато пока различий между нашими странами.

- Конечно, мы существенно переработали немецкий опыт для применения его на Байкале, - говорит учёный. - У нас ландшафтное планирование учитывает менталитет местных жителей. Мы усилили социально-экономическую подоплёку ландшафтного планирования. В материально и социально благополучной Германии оно в большей степени нацелено на защиту природы. Мы же, исходя из реалий, вынуждены усилить его социальную и экономическую составляющие, чтобы обеспечить баланс интересов местного населения и природы. У нас законодательная база другая. Градостроительный кодекс другой, поэтому и методические подходы мы используем несколько другие. Тем не менее благодаря немецкому опыту оптимальное решение многих проблем находим быстрее.

Мир тесен, но русская народная мудрость утверждает, что можно жить и в тесноте, да не в обиде. Только теперь, чтобы обеспечить собственную экологическую безопасность, необходимо помочь соседним странам сделать то же самое. Байкал, он в первую очередь, конечно, наш, но ещё он - всемирное наследие, общепланетная ценность, стоящая вне политики, понятная и признанная всеми. Александр Антипов полагает, что, кроме рациональных интересов двух наших стран, сотрудничество по байкальской программе поддерживается ещё и особой симпатией немцев к чудесному озеру. И Генрих Шмаудер подтверждает, что Байкал в Германии действительно знают и любят.

- У нас демонстрировался документальный телевизионный сериал «Баллада о Байкале», - рассказывает он. - Фильм получился тёплый, душевный, волнующий. По вечерам его смотрели до восьми миллионов немцев!

Генрих считает, что сегодня практически каждый немец в большей или меньшей степени знаком с Байкалом. С ситуацией на Байкале, с его природой, фауной и флорой, с его значимостью для населения планеты. Им симпатичны люди, живущие на Байкале, тепло и душевно показанные в сериале. И симпатию эту, по мнению немецкого чиновника, невозможно объяснить рациональными интересами, потому что она в душе, в подсознании.

- Я живу в Германии, а корни мои в России. Моё прошлое, настоящее и будущее связано с обеими странами, - откровенничает Генрих. - Поэтому, работая в международном отделе нашего министерства, я заинтересован во взаимной и реальной полезности международного сотрудничества. Не только между двумя нашими, но и между всеми странами. Я горю, болею своей работой. Стараюсь делать всё, чтобы, сохраняя природу, мы научились строить мосты понимания между всеми народами. Чтобы на нашей планете что-то доброе получилось...

Георгий Кузнецов

© Восточно-Сибирская правда

ЭкологияИркутск

6540

07.12.2006, 14:34

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=34520

bytes: 12585 / 12585

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Георгий Кузнецов.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Мусорный кризис в Тайшете: как избежать штрафов и решить проблему?

Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Тайшете вызывает серьезное беспокойство. Город столкнулся с мусорным кризисом, который длится уже несколько месяцев. Главной причиной стал конфликт между администрацией города и региональным оператором, занимающимся вывозом отходов.

Анна Моль

ЭкологияЖКХИркутск

1335

22.11.2024

2,5 миллиарда на паузе: что мешает ликвидировать накопленный вред?

Сохранение окружающей среды требует не только строгого контроля, но и значительных финансовых вложений. Для реализации природоохранных мероприятий, особенно связанных с ликвидацией объектов накопленного экологического вреда, часто требуется перераспределение бюджетных средств.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

1990

22.11.2024

Чёрные лесорубы побеждают: что происходит в лесах Иркутской области

Незаконные вырубки лесов стали настоящим бичом для Иркутской области. И в этом контексте власти не устают рапортовать об успехах в лесовосстановлении.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

5823

20.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6334

18.11.2024

Ртуть в 100 раз выше нормы: Усольехимпром – долгострой экологической катастрофы

Когда-то «Усольехимпром» был флагманом химической промышленности, а сегодня его токсичное наследие стало символом бесконечного потока обещаний, растущих бюджетов и коррупции. Прошло более 30 лет с тех пор, как этот гигант превратился в одну из самых опасных экологических зон России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

9012

14.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16654

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8194

12.11.2024

«Не дышится!» – иркутяне снова жалуются на едкие выбросы в Первомайском районе

В Иркутске жители Первомайского вновь обеспокоены проблемой загрязнения воздуха. 1 ноября 2024 года горожане сообщили о неприятных запахах и едких выбросах, которые буквально повисли в воздухе над районом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

11060

05.11.2024

Круглов и люди: объясните разницу, господа налоговые эксперты!

Конечно, трудно судить о налоговой системе, не будучи профессионалом в этой области. Но думается, не будет ошибкой утверждать, про процветающее предприятие должно вносить ощутимый вклад в благополучие территории, на которой оно действует.

Георгий Булычев

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск

11553

29.10.2024

Сосновый лес в Тайшете под угрозой: кто виноват?

В Тайшете на лицо одна из самых досадных и шокирующих ситуаций. Сосновый лес на выезде в сторону посёлка Сельхоз-10 превращается в свалку. Место, которое когда-то было оазисом свежего воздуха и уединения, теперь завалено мусором.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск

9189

28.10.2024

Эн+ собрал 186 тонн мусора: волонтеры очистили Россию в рамках акции «360»

Российский энерго-металлургический холдинг Эн+ в 14-й раз провел волонтерскую акцию «360». С мая более 5 тысяч волонтеров из различных регионов России, от Нижнего Новгорода до Забайкалья, собрали свыше 186 тонн мусора.

Ярослава Грин

ЭкологияИркутск Россия

11617

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11757

24.10.2024

Лица Сибири

Чонский Сергей

Коженков Сергей

Владимиров Владимир

Матвеев Сергей

Степанова Инна

Аносова Елена

Незовибатько Роман

Костин Александр

Тетерина Оксана

Качушкин Сергей