На два года — в последний раз
1 октября стартовала очередная призывная кампания. На службу в ряды Российской армии из Иркутской области будут направлены около двух тысяч новобранцев.
Они станут последними, кому придётся служить два года: с 2007 года срок срочной службы будет сокращён до полутора лет, а с 2008 — до 12 месяцев. Но главная особенность нынешнего призыва не только в этом.
Существенным изменениям подверглась и система отсрочек. Согласно указу Верховного Главнокомандующего, мужчины, имеющие беременных жён или детей в возрасте до трёх лет, теперь будут служить на общих основаниях. В армию не возьмут только отцов детей-инвалидов. Дату призыва для тех, кто ухаживает за больными родственниками, теперь можно отодвинуть только при наличии специального медицинского заключения. Несмотря на острый дефицит в сельской местности учителей и медиков, 18–27-летние работники образования и здравоохранения из глубинки теперь отправятся в армию вместе со всеми. Служить России пойдут и мужчины, обучающиеся в подведомственных силовикам образовательных учреждениях. Отсрочки сохранились разве что для студентов государственных высших учебных заведений, обучающихся на дневной форме.
Начальник отдела департамента правоохранительной и оборонной работы администрации Иркутской области Александр Токарев сообщил, что в регионе с каждым годом сокращается число уклонистов — в 2002 году в длительном розыске числились 485 молодых людей призывного возраста, а в 2005-м — 393. Сегодня их осталось 252.
Кроме того, практически сошло на нет количество желающих проходить альтернативную гражданскую службу. Если в 2004 году, в первую призывную кампанию после введения этой нормы, жители области подали около 70 заявлений, то уже через год — ровно в десять раз меньше. А нынешней весной их количество сократилось до двух.
Столь резкое снижение популярности «особого вида трудовой деятельности, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву» вызвано отнюдь не всплеском патриотических чувств у молодёжи, а лишь осознанием того, что хрен редьки не слаще. Десятки новобранцев уже убедились в том, что «альтернативка» тоже не мёд, и прежние представления о ней разбились о реалии. Так, в соответствии со специальным положением минобороны, в регионе проживания проходить гражданскую службу не дозволено. Да и содержание таковой малопривлекательно. В Комитете по труду администрации области сообщили, что «альтернативщикам» из Приангарья приходится трудиться в самых отдалённых регионах России на самых низших должностях — они работают трактористами, сварщиками или дворниками. Срок гражданской службы превышает срок военной чуть ли не в два раза, а условия мало отличаются от казарменных. В областном военкомате поведали, что тенденции снижения числа желающих проходить альтернативную службу наблюдаются не только в Прибайкалье, но и в подавляющем большинстве других регионов страны.
Есть у медали и оборотная сторона. Мы попытались выяснить, сколько человек проходит сегодня гражданскую службу в Иркутской области. Выяснилось, что нисколько. В регионе присутствует острый дефицит жилья, в том числе и ведомственного, потому существует проблема с предоставлением жилплощади иногородним «альтернативщикам».