Иркутское небо подвело тротуарного астронома
Четыре дня в Иркутске гостил астроном-любитель из Сан-Франциско Джон Добсон. 91-летний ученый ездит по всему миру, знакомится с астрономическими клубами, обменивается опытом и демонстрирует свою технику. Джона Добсона называют основателем "тротуарной астрономии".
Астроном приехал в Иркутск во второй раз, но показать иркутянам звездное небо через телескоп ему так и не удалось. Вмешалась погода. Все дни небо было затянуто, и рассмотреть звезды было невозможно. Тем не менее Джон пообщался с горожанами, рассказал им о себе, об астрономии.
— Вопросы задают всегда разные, многие относятся с недоверием. Когда я показывал людям Сатурн, многие не верили, что это действительно он, думали, что это картинка встроена в телескоп, — рассказывает Джон Добсон. — Чтобы их переубедить, я наводил телескоп на окна близлежащего дома, где они видели, что делают в нем люди. После того как они понимали, что это не подделка, им становилось интересно.
Несмотря на то что Джону 91 год, он очень подвижен, энергичен, охотно рассказывает о себе, о своей работе.
— Я начал заниматься астрономией, когда родился, — смеется астроном. — У отца был телескоп, правда не очень хороший. Через 40 лет я сделал свой первый настоящий телескоп.
Джон родился в Китае, его мать была родом из Пекина, отец — канадец, преподавал в Пекинском университете зоологию на китайском языке. Когда Джону исполнилось 12 лет, они переехали в Сан-Франциско. В 1967 году Добсон создал общество "Тротуарные астрономы Сан-Франциско".
По словам астронома, в Сан-Франциско жил 9-летний мальчик, у которого был самый большой в городе телескоп, который доставал ему до груди. Он дважды посещал лекции в астрономическом клубе и просил, чтобы его приняли в члены клуба, но поскольку он не достиг 14 лет, его не приняли. Тогда его мама позвонила Джону, просила поговорить с сыном. После этого они организовали свой клуб. К ним присоединился еще один мальчик, у которого тоже был большой телескоп.
С 1970 года каждое лето, на протяжении 12 лет, они ездили по национальным паркам Америки с тремя большими телескопами и приглашали всех желающих взглянуть на звездное небо.
В 90-х годах Джон стал известен, и его начали приглашать во многие страны мира. С этого времени он начал путешествовать. Те два мальчика уже выросли, один стал астрофизиком, другой геологом.
— Вас начинают слышать, когда вы становитесь знаменитым, — заметил астроном.
Он признался, что не любит делать открытий, ему нравится просто изучать Вселенную.
Когда ученый демонстрирует "тротуарную астрономию", люди реагируют по-разному:
— Кто-то просто проходит мимо, кто-то посмотрит и продолжает свой путь, а есть и такая часть людей, которым это нравится, они бурно реагируют, особенно японцы, — замечает Джон Добсон. — Задавая вопросы людям, рассказывая истории, я вовлекаю их в процесс, им становится интересно. Например, я спрашиваю: "Что было бы, если бы вы были на Луне, где солнце вставало бы раз в месяц и держалось две недели, а камни были бы горячее, чем кипящая вода; а затем садилось бы на две недели, и камни становились бы холоднее, чем лед?" Люди всегда отвечают, что это круто.
Несмотря на то что астроном уже преклонного возраста, он уверяет, что ему нравится путешествовать и совсем не хочется сидеть дома. Единственные места, где еще не был ученый, — это Антарктида и Африка, но, как он уверяет, если его туда пригласят, он обязательно поедет. На вопрос, чем ему запомнился Иркутск, Джон, смеясь, ответил:
— Здесь слишком быстро ездят. В Америке у пешеходов больше прав, чем у водителей. Даже если пешеход только подходит к дороге, водитель уже не едет. Здесь все по-другому.
Следующие остановки Джона Добсона — Красноярск и Новосибирск. Там, возможно, ему удастся показать жителям звезды во всей красе.