Принудительная рентабельность, или Лапа загребущая Александра Якубовского
Законопроект об изъятии заброшенного жилья может облегчить программу переселения с Севера?
Депутат Госдумы Александр Якубовский совместно с группой сенаторов выступил с инициативой, позволяющей изымать у собственников пустующее и не обслуживаемое жилье.
Законопроект, разрабатываемый в форме поправок в Жилищный кодекс, в первую очередь нацелен на решение острой проблемы заброшенного жилищного фонда в районах Крайнего Севера. Идея, с одной стороны, предлагает механизм решения давней проблемы, но с другой – возлагает на муниципалитеты новые финансовые и административные обязательства.
Ключевым мотивом для авторов законопроекта, как они утверждают, является катастрофическое состояние жилого фонда в северных городах, переживающих масштабный отток населения. Как отмечает один из авторов депутат Александр Якубовский, главная задача – чтобы пустующее жилье «не разрушало дома и не создавало угрозы соседям, а работало на благо жителям».
В случае реализации инициативы муниципалитеты получат в распоряжение значительный объем жилья, который можно будет использовать в рамках программ переселения из аварийного фонда, предоставить очередникам или реализовать с торгов. Это может стать существенным подспорьем для регионов, испытывающих трудности с выполнением государственных программ по расселению.
Статистика подтверждает актуальность проблемы: только на Крайнем Севере, по данным Минстроя, пустует 12 тысяч домовладений.
Кроме того, это отчасти решит проблему незаконной реализации материнского капитала. Широкая практика показывает, что именно такие «северные квартиры» нередко становятся объектом для обналичивания средств государственной поддержки. Затем имущество бросается на произвол судьбы, а страдают соседи, которым приходится сосуществовать с квартирой, лишенной коммунального обслуживания.
Однако у потенциального решения есть и обратная сторона. Передача тысяч квартир на баланс муниципалитетов потребует от них значительных расходов на приведение жилья в порядок, текущее содержание и управление им. Для многих местных бюджетов, и без того дефицитных, это может оказаться тяжким финансовым бременем.
Примерно такое `наследие` ждет муниципалитеты
В Иркутской области под статус северных территорий, где может быть реализован проект подходят Мамско-Чуйский, Катангский, Бодайбинский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и Братский районы, города Братск и Усть-Илимск. Профицитным бюджетом похвастать могут только Братск и Усть-Кут.
Кроме того, несмотря на заявленные гарантии для добросовестных собственников и возможность оспорить изъятие, на практике может возникнуть волна судебных споров. Критерии признания жилья пустующим (долги по ЖКУ за год, отсутствие показаний счетчиков, внешние признаки запустения) хоть и формализованы, но оставляют поле для субъективной оценки специальной комиссией.
Осознавая сложность вопроса, авторы инициативы предлагают ввести нормы в качестве эксперимента – сначала только для районов Крайнего Севера. Это позволит оценить эффективность механизма и возможные издержки, не распространяя риски на всю страну. Успех эксперимента будет зависеть от того, удастся ли найти баланс между освобождением городов от разрушающейся недвижимости и непосильной нагрузкой на муниципальные финансы.
Таким образом, при всей формальной благости и актуальности заявленной цели, представленный законопроект изобилует непроработанными моментами, которые ставят под сомнение его скорейшую реализацию. Финансовая нагрузка на муниципальные бюджеты, неизбежные сложности с формированием комиссий и высокие риски многолетних судебных тяжб с собственниками делают инициативу крайне «сырой» для внедрения даже в режиме эксперимента.
Учитывая, что данный законодательный заход не является для Александра Якубовского далеко первым – ранее депутат уже привлекал внимание публики неоднозначными высказываниями по экологическим мотивам, в частности при участии в обсуждении поправок в закон об охране озера Байкал, – нынешнее предложение выглядит скорее очередным элементом набора «политических очков». Его популистская составляющая, нацеленная на формирование образа борца с проблемами северных территорий, выглядит скорее как стартовавшая подготовка к выборам в Государственную Думу, которые состоятся уже в 2026 году.
В ближайшей же перспективе высока вероятность, что проект останется на уровне концепции, демонстрирующей активность парламентария, но не готовой к превращению в действующий правовой акт.
Но осмелится ли Якубовский наконец перейти от болтовни к реальным делам?
Бабр продолжит следить за развитием событий.