Вжик и пшик: новые сказки про туризм на Байкале
Все больше внимания привлекает к себе тема развития туризма на Байкале. Не так давно глава региона Игорь Кобзев даже представил концепцию развития туротрасли перед президентом и провел рабочую встречу с представителями Монголии, Китая и Кореи.
Ну полный карт-бланш!
Но на деле вопросов, конечно, больше, чем ответов. Та же информация, что публикуется в открытом доступе, и вовсе не вызывает доверия.
Что скрывается за красочными картинками и многочисленными обещаниями? Чего ждать региону и «перепадет» ли туристического счастья рядовым жителям региона?
Разбираемся вместе.
Особенно активно сыр-бор вокруг туризма начался после ежегодного послания президента Федеральному Собранию, в котором была отмечена необходимость увеличения числа путешествий по стране до 2030 года.
«Продуктом» сея гениальной мысли стал проект «Волшебный Байкал». Он будет реализовываться при активном сотрудничестве с правительством страны, Бурятией, корпорацией «Туризм.РФ» и инвесторами. В него входят две локации: создание туристско-рекреационной зоны «Ворота Байкала» в Байкальске и «Байкальская слобода» в районе Тальцов.
Мы рассказывали подробно: Элитный курорт в Тальцах: афера или глупость?
В красивой истории есть сразу две тревожных переменных. Первая: активное участие госкорпорации ВЭБ.РФ, которая на протяжении нескольких лет занимается развитием Байкальска.
Спойлер: из развития в Байкальске появилась одна эко-тропа, которую можно было протоптать первоклассникам на школьных занятиях физкультурой. Вышло бы дешевле и, вполне вероятно, эстетически более презентабельно. Про рекреацию бывшей зоны БЦБК и говорить нечего: все уже было сказано, и не раз.
Байкальское тропостроение: безумные километры Антона Григорова
Вторая не менее тревожная составляющая красивой истории о байкальском туризме – это участие инвесторов. Да участие не простое, а аж в два раза превосходящее государственный вклад в развитие проекта.
Есть ли имена у этих инвесторов? Определены ли эти «буйные», что готовы вложить миллиарды рублей в развитие круглогодичного туризма на территории, где большую часть года делать нечего.
Ведь давайте смотреть правде в глаза: купаться в Байкале можно от силы два месяца: июль и август. Кататься на лыжах или сноуборде на склонах Байкальска с декабря по март. На коньках по льду – и того меньше. Все «межсезонье» же упирается в отсутствие реального предложения: зачем туристу ехать на Байкал?
Да, пожалуй, что не за чем. И любой крупный бизнес, способный вложить свои средства в этот «проект», это понимает. А потому деньги не вложит.
Да, есть верные «патриоты» прибайкальской территории, компании, которые ежегодно вкладываются в различные инфраструктурные или экологические проекты, связанные с Иркутской областью (БайкалСи и Эн+, например), но их сил явно мало. И строго говоря, туризм – не их профиль.
Зато у многих в памяти еще осталась попытка Сбера стать амбассадором развития прибайкальского туризма. История, которой от силы десять лет, и итогом которой стал полный отказ от масштабных идей и оседание на посту директора агентства по туризму Софьи Найденовой. Итог: полное загнивание иркутского туризма.
Нет в предложенных проектах развития и ответа на вопрос, как туристам добираться до славных зон отдыха, которые будут созданы. И если с пропускной способностью иркутского аэропорта (не говоря совершенно о качестве работы) еще как-то смириться можно, то дорожные развязки (а точнее, полное их отсутствие) во всех направлениях, ведущих к Великому озеру, не оставляют простора для воображения.
Даже если фантомные десятки тысяч туристов приедут в Иркутскую область, они застрянут на выезде из города, а потом «потекут» по переполненным трассам, цепляясь за буксующие большегрузы или просто застревая в пресловутых пробках, созданных своими же «туристическими соратниками».
И ответа на эти вопросы проект развития туризма не предоставляет.
Остается открытым и вопрос оснащения самих туристов необходимой «амуницией». О ценах в придорожных кафе и магазинах (не говоря уже об отелях в прибайкальской зоне) давно ходят легенды. Туристы, направляющиеся на отдых на Байкал, давно привыкли перед выездом закупаться в магазинах в черте города вроде Абсолюта, где можно найти все, начиная от палаток и одежды, заканчивая продуктами и средствами бытовой химии по демократичным ценам. Аналогов в туристической зоне не то, что не предлагается. Их нет.
Развитие туризма в Иркутской области давно превратилось в уравнение. Но в нем (несмотря на многочисленные обещания и красочные проекты) остались невыясненными почти все переменные. Кто поедет на Байкал отдыхать? Зачем? На какие деньги будет устроен «банкет» со строительством гостиниц, парков и ресторанов.
А потому уравнение это не решается. Цифры же, заявленные в нем и выделяемые на пресловутое развитие, реальны. И будут освоены. Но осязаемые результаты от произошедших трансформаций вряд ли увидят жители Иркутской области.
Фото: sutochno.ru, dzen.ru